Смекни!
smekni.com

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента (стр. 5 из 6)

Для декора рококо характерны текучие асимметричные изгибы, намеренно антиклассичные, вдохновленные китайскими и индийскими первоисточниками. Так называемые "причудливые" узоры сочетают необычные изображения удлиненных бутонов, зонтиков и насекомых. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Большая часть фона обычно не украшается, рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично покрывающим ткань. Модным мотивом становятся цветущие китайские деревья, хрупкие стволы которых украшают ленточки в постоянном движении и цветочные охапки, падающие на них. Появление этих связок вызвано влиянием художника и декоратора стиля рококо Жана-Батиста Пиллемана. Он напечатал более двухсот гравюр, иллюстрировавших китайские орнаменты, в частности цветы в китайском стиле, которые служили для печатных шелков и ситцев. Цветочные мотивы развиваются в сторону натурализма, соединяют разнообразные цветки, виноградные лозы, деревья, вазы, шелковые ленты или сцены с фигурами. К концу периода рококо "индийский" мотив вводит из расписных и печатных хлопковых тканей рисунки лепестков цветов, обрамленных папоротником, узор индийского "древа жизни".

Изображение виноградной лозы с гроздьями винограда часто использовалось в древней Корее в декоре мебели, одежды и кухонной утвари потому, что виноград символизирует плодородие и изобилие, а лоза – долгую жизнь. В керамике и других изделиях эпохи Корё (918-1368), популярен мотив детей, играющих среди виноградных гроздьев. Впервые образ винограда появился в корейском искусстве во времена Объединенного Силла (668 - 935), предположительно под влиянием китайских мастеров эпохи Тан, которые тесно общались с западными странами.

Этот стиль, вдохновленный средним классом, был рожден в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы на консервативных принципах, и революцией 1848 года. Внезапно Вена становится ведущим городом в Европе, также в области моды и искусства. Стиль "Biedermeier" выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Ему не свойственен героизм и монументальность, напротив — безопасность, интимность и комфорт. Бедермейер характеризует умеренность, функциональность и чрезвычайная простота, подходящие для маленьких зданий без показной роскоши. Интерьер украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Окна оформлены легкими муслиновыми занавесками и более тяжелыми занавесами с бахромой кисточками по краям. Большие ковры создают цветовые пятна, цветы используются всюду: в тканях, картинах и аксессуарах. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором. Дизайн демонстрирует свободу воображения. Наиболее популярна древесина местных пород: вишня, клен, береза, грецкий орех и плодовые. Светлые поверхности украшены черным деревом, цветной древесиной. Наиболее типичные мотивы — маленькие пальмы, рога изобилия, усики виноградной лозы, цветы и крылья. В меблировке этого периода преобладают: диван, обычно прямоугольный с прямыми или саблевидными ножками или прочной подставкой с двумя спиральными ножками. Появляются различные модели стульев с изогнутыми или ажурными спинками с маленькими колоннами. Другой типичный элемент — маленькие стеклянные серванты для демонстрации безделушек, сувениров и фарфора. Столы маленькие, легкие, простые в передвижении. Этот стиль был очень популярен в северной Европе. Он оказал сильное влияние на мебель Скандинавии и России.

Стиль Возрождения - жизнеутверждающий стиль. Здесь нет места мистическим порывам души! Ренессанс - синоним духа свободы и веры в безграничные возможности человека. Он поражает своей красотой и пышностью, любовью к природе и миру, в центре которого стоит человек. Большие пространства, высокие потолки, закругленные своды, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое. Главные цвета - синий, алый, желтый и коричневый. Много декора - скульптуры, бюсты, рельефы, роспись с эффектом объема, деревянная резьба, растительный орнамент, бархат и шелк, большие вазы с цветами, картины и зеркала в массивных рамах. Оформляя дом в этом стиле, не забудьте про фарфор, венецианское стекло, декоративные ткани. Мебель, используемая в стиле Ренессанс, немного тяжеловесна, грубовата по форме, что компенсируется богатством мозаичных композиций из тонко напиленных пластинок черного дерева и слоновой кости, которыми украшены крышки небольших столов, дверки, ящички и шкатулки. Мотивы мозаичных орнаментов - это вьющиеся усики, виноградная лоза, стилизованные листья, гирлянды, венки, а также музыкальные инструменты, пейзажи, натюрморты и архитектурные виды.

Разнообразно в 1907-1912 гг. были оформлены интерьеры усадебного комплекса "Голубая роза". В сюжетике внутренних росписей, как и снаружи, преобладали цветы, растения и фрукты, иногда в античной трактовке, лишь в гостиной шел фигуративный фриз — женщины в длинных одеждах несли блюда с фруктами на вытянутых руках. Одну из основополагающих тенденций в искусстве эпохи символизма к формированию полноценной художественной среды, в которой нет незначительных деталей, обнаруживали и другие элементы внутреннего декора. Кайму занавесей в главной гостиной украшали аппликации по рисункам Кузнецова, стекла дверей и окон, стены многих комнат и даже туалета были расписаны орнаментами.

Декоративно богатым было и оформление второго сооружения усадьбы — дома садовника, расположенного к западу от дома и соединенного с оранжереей. На его аттике располагались барельефы А.Т.Матвеева, а высокую печную трубу обвивала полихромная майоликовая виноградная лоза, усыпанная гроздьями нежно-розовых плодов его же работы. Кроме того, стены оранжереи, опоры садовых скамеек, парапеты садовых лестниц были украшены многочисленными орнаментальными изразцами, исполненными в мастерской Ваулино, главным образом, по рисункам или моделям М. А. Врубеля.

Павильон 13 "Здоровье" (1939) – построен как павильон Армянской ССР. Своды арок украшает лепной орнамент в виде виноградной лозы, оконные рамы заполнены витражами с узорами из золоченых виноградных лоз и плодов. В настоящее время в павильоне можно найти широкий ассортимент лекарственных препаратов и медицинских средств, для поддержания здоровья человека.

1.8 МОТИВ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ НА ФАРФОРЕ И КЕРАМИКЕ

Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Фаянс (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).

Фарфор (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

Керамическое искусство Кореи ведет свое начало от неолита. Особенно большие успехи были сделаны в период трех государств. До нас дошли многие керамические изделия государства Силла – это предшественники знаменитого голубовато-зеленого селадона, глазурованной керамики. Техника изготовления селадона и белого фарфора была заимствована из Китая и достигла небывалого расцвета в XI в. при династии Корё. Гончарные мастерские и печи для обжига и сушки находились под контролем королевского двора; проводились опыты по освоению технологии разных школ китайской керамики. Постепенно керамика Корё избавилась от китайского влияния и обрела свои самобытные черты. При производстве селадоновых изделий стали применять различные техники: наносили рисунок, инкрустировали белой или черной пастой на вырезанном на глине рисунке, делали подглазурную роспись, при которой рисунок наносили на поверхность окислом железа и обжигали вместе с глазурью, применяли технику пунчхон, допускавшую использование инкрустации и штамповки.