Смекни!
smekni.com

Романтизм и реализм в художественной культуре Европы (стр. 2 из 5)

Сторонницей либеральных идей была Жермена де Сталь (1766–1817), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах «Дельфина», «Коринна» писательница защищает право женщины на свободу чувства, а так­же показывает столкновение человеческой личности с устоями буржуазно-дворянского общества. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступле­ние в защиту политической свободы:

К направлению консервативного романтизма принадлежит творчество Аль­фреда де Виньи (1797–1863). Им написаны поэмы, драмы и исторический ро­ман «Сен-Map», повествующий о заговоре дворян против кардинала Ришелье. В центре произведения – одинокая гордая личность, презирающая толпу.

Особое место во французском романтизме занимает творчество Альфреда де Мюссе (1810–1857). В «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы.

В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, пред­ставителями которого считают Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго (1802–1885) прошел сложный путь развития. В начале твор­ческого пути он воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие, с се­редины 20-х годов – сторонник либерально-демократических идей. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественно­сти, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смеше­ние трагического и комического. Этот манифест, изложенный Гюго в предис­ловии пьесы «Кромвель», сыграл положительную роль в освобождении литера­туры от канонов классицизма.

Среди выдающихся романов Гюго – «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в.

Представительница демократического направления в романтизме – Жорок Санд (собств. Аврора Дюдеван) (1804—–1876) – поднимала в своих произведе­ниях жгучие социальные вопросы. В романах «Индиана», «Валентина», «Ле-лия», «Жак», написанных в начале творческого пути, она затрагивала вопрос о положении женщины в семье и обществе, выступала против буржуазной мо­рали.

Музыкальное творчество.

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810–1856), создавший про­граммные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пье­сы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.

Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К. М. Вебер (1786–1826).

Романтическое направление представлено в творчестве великого немец­кого композитора, дирижера, музыковеда, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813–1883), одного из крупнейших фигур в истории миро­вой музыкальной культуры. Широко известны его оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (четыре оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель бо­гов»), мистерия «Парсифаль».

Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции – композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803–1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта». В последний период творчества Берлиоз создал пол­ную изящества и юмора комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на сюжет комедии Шекспира «Много шуму из ничего».

Национальные особенности французского музыкального театра XIX в. от­разились в жанре комической оперы. Это прежде всего опера Д. Ф. Обера (1782– 1871) «Фра-Дьяволо». Вместе с драматургом Э. Скрибом Обер стал создателем нового типа комической оперы, для которой характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие сюжеты, стремительно развивающееся действие.

Оперы первой половины XIX в. – монументальные, романтические спек­такли, сочиненные на исторические темы.

Пробуждение общественно-политической жизни Италии, наступив­шее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии ита­льянского национального искусства – зародилось новое направление оперно­го жанра. Его основоположником стал Дж. Россини (1792–1868), уже в первых своих операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринявший попытку ре­формы оперы. Россини преобразовал не только жанр оперы-сериа, драма­тизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатиричес­кие черты.

Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической оперы.

В итальянском музыкальном искусстве XIX в. романтическое направление представлено творчеством В. Беллини и Г. Доницетти. Они – последователи Дж. Россини. Лучшая опера В. Беллини (1801–1835) – «Норма», воплотившая мечту композитора об освобождении родины. Актуальный политический смысл и в другой опере композитора – «Пуритане».

Идеи романтизма нашли отражение в творчестве венгерского ком­позитора, пианиста и дирижера Ференца Листа (1811–1886). Им созданы ора­тория «Фауст-симфония», 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюды, вальсы и другие музыкальные произведения.

Представителем романтизма был польский композитор и пианист Фредерик Шопен (1810–1849). Им написаны два концерта, три сонаты, четыре баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов, вальсов и песен.

Эти композиторы – гордость не только европейской, но и мировой культуры.

Изобразительное искусство.

Романтические тенденции заявили о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791–1824). Одна из главных его работ – полотно «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта карти­на – манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от класси­цистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низ­менные. Поэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. И в новом искусстве он воплотил исключительную напряженность действия, которая ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интен­сивность контрастов светотени. Этому способствует насыщенная живопис­ность цвета.

Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798– 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества – картина «Свобода, веду­щая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотив­шая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг ака-демические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могу­чей силой Ники Самофракийской.

С 20-х гг. XIX в. Делакруа стал признанным лидером этого направления. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к на­пряженно-выразительной, взволнованной передаче натуры. Страстный тем­перамент, неуемная фантазия выражены художником в произведениях, вос­создающих образы истории, Востока, классической и современной ему лите­ратуры. Это «Алжирские женщины» и лучшая из его исторических работ – «Взятие крестоносцами Константинополя».

Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.

Архитектура.

В архитектуре ХIХ в. романтизм, не создал собственной школы, однако в индустриальных стра­нах, особенно в Англии, начинает быстро развивать­ся промышленная архитектура. Построенные в 30–40-е гг. вокзалы, мосты фаб­рики подчас предвосхищали решения, характерные для конца ХIХ в. Искусствоведы считают, что в английском зодчестве утвердился романтизм, создав внушительный и импозантный неоготический стиль. Причем, в стиле го­тики в Англии строились и церкви, и жилые дома, и общественные здания.

В середине ХIХ в. архитекторами Ч. Бэрри и О. Пьюджином был сооружен грандиозный ансамбль лондонского Парламента, в который была включена средневековая капелла Генриха VII. Это эффектное и величественное соору­жение на берегу Темзы стало органической частью английской столицы.

В 1861 г. в Лондоне было построено еще одно романтическое здание – Хру­стальный дворец (главный павильон на Всемирной выставке).

Театр.

Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.

Вершина драматургии – драмы В. Гюго, в которых ярко проявились черты прогрессивного романтизма (страстный гуманизм, обличение правящих клас­сов, сочувствие простым людям, стремление к исторической правде, высокая поэтичность). Лучшие его пьесы – «Марион де Лорм», «Эрнани», «Король забав­ляется», «Мария Тюдор», «Рюи Близ».

Наиболее значительный успех имели актеры Фредерик Леметр, Пьер Бо-каж и Элиза Рашель (1821–1958), которая возродила в разгар романтизма клас­сицистическую традицию, подчеркивая в трагедиях великих классиков тира­ноборческие мотивы.

В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин – представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.