Смекни!
smekni.com

Романтизм и реализм в художественной культуре Европы (стр. 4 из 5)

Основоположник норвежской драматургии и критического реализма – Б. М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-кри­тические взгляды он отразил в драмах «Банкротство», «Свыше наших сил», в стихах.

Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы «Голод», «Мисте­рии», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. Труд земледельца воспет им в пьесе «Соки земли», за которую Гамсун получил Нобелевскую премию в 1920 г.

Музыкальное искусство.

В Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реа­лизма в музыкальном оперном искусстве XIX в. – творчество великого италь­янского композитора Джузеппе Верди (1813–1901), тесно связанное с италь­янским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крес­товом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Бит­ва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Пред­ставления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объеди­нение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.

Шедевры оперного реализма – оперы Верди «Аида», «Отелло» и «Фаль­стаф». Это музыкальные драмы с непрерывным развитием действия. Сцены построены свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло – к ансамблю. Важное место отведено оркестру. У Верди полное слияние музыки с драматическим действием. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы — посто­янно в репертуаре оперных театров мира.

Итальянские оперы вызвали к жизни новые принципы вокального и сце­нического исполнения: драматическую выразительность пения, актерское мас­терство певца, историческую точность декораций и костюмов. Замечательными вокалистами, представителями бельканто с мировой славой были певицы А. Пат­ти, Дж. Паста, И. Колбран и др., певцы М. Баттистини, Ф. Галли и др.

В этот же период возникает в опере новое направление – веризм (ит. verismo, от vera – истинный, правдивый). Его представители – композиторы Р. Леон-кавалло (1857–1919), П. Масканьи (1863–1945), Ум. Джорданно (1867 –1948), Дж. Пуччини (1858–1924).

Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличает­ся от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствован­ными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Дели­ба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Визе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие пережи­вания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.

Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж. Бизе «Кармен.

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты – легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты – Франция, а родоначальники – композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Композитор, органист, певец, либреттист Ф. Эрве (1825— 1892) во многих произведениях пародировал традиционные оперные формы. Им написаны опе­ретты «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш».

В Австрии в начале XIX в. наряду с Веной музыкальными центрами стали Зальцбург, Зейзенштадт, Эстерхаза и др. Венская придворная опера была открыта в 1869 г., этот театр стал ведущим музыкальным театром страны. В его репертуаре преобладали французские и итальянские оперы. В последней трети XIX в. получила развитие венская оперетта. Ее основоположники: Ф. Зуппе (1819–1895), написавший «Прекрасную Галатею», «Боккаччо» и одну из лучших своих оперетт – «Донну Жуаниту»; И. Штраус (сын) (1825–1849) – лучшие его творения «Цыганский барон», «Летучая мышь» и др. Крупный композитор этого жанра – К. Миллекер (1842–1899) – автор оперетт «Нищий студент», «Гаспарон», «Бедный Ионафан».

В творчестве этих композиторов широко используются народные мело­дии, танцевальная ритмика, оперетты отличаются мелодичностью.

Всемирную известность И.Штраусу принесли также венские вальсы («Голу­бой Дунай», «Сказки венского леса» и др.), благодаря которым он получил имя «король вальсов».

В жанре оперетты творил также К. Целлер (1842–1898) – автор оперетт «Продавец птиц» и «Мартин Рудокоп».

Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, опер­ная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской опе­ры.

Изобразительное искусство.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противополож­ных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие ху­дожники, как Милле, Курбе, Мане, Карно.

Ж. Ф. Милле (1814–1875) в своих эпически монументальных и полных жиз­ненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»).

Гюстав Курбе (1819–1.877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» пока­зал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» — значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романти­чески взволнованных образов («Портрет Шопена»). Его творчество – борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, бли­зость искусства к жизни.

Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832–1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции

Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи.

Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775–1851). Он много путешествовал по Европе, и его пейзажи при­обрели романтическую направленность («Кораблекрушение»). Смелые по коло­ристическим и световоздушным исканиям, с искаженной масштабностью объек­тов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»). Он прославился также как исторический живопи­сец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад Гесперид», «Дидона, строящая Карфаген» и др.).

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776—1837), од­ного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, де­мократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев ХГХ в. этюды.

Лучшие его работы – «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь, «Хлебное поле», «Уэймутская бухта» и др. Дж. Констебль сыграл важ­ную роль в развитии европейской пленэрной живописи.

Испанское искусство пребывало в состоянии глубокого упадка. И только в конце XVIII – начале XIX вв. от­сталая Испания неожиданно выдвинула гениального художника, который стал не только одним из величайших живописцев и графиков Испании, но и ока­зал глубокое влияние на все европейское искусство XIX и XX вв., – Франсиско Гойю (1746–1828). Им создано огромное число прекрасных фресок, кар­тин, офортов, литографий, рисунков.

Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но в то же время оно отличается от творений его современников. В творчестве вдохно­венно отображено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офортов «Капричос» (т. е. прихоть, игра фантазии), – на 80 листах перед зрителем пред-стает страшный мир чудовищ и уродов. Острая социальная сатира художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах — обвинение церкви, дворянству, властителям. Художественный язык «Кап-ричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проница­тельный анализ действительности.

Театр.

В период утверждения реализма в театральном искусстве Франции получает развитие критический реализм, начинается преодоление пристрастия романтиков к по­казу только исключительных личностей. Актер Фредерик Леметр создал соци­альный тип, ставший в восприятии современников символом буржуазной Июль­ской монархии.

В начале ХГХ в. классицистическое искусство подготовило формирование итальянского трагедийного стиля, развиваемого на основе револю­ционно-романтического и шекспировского репертуаров. Романтический ге­рой итальянского театра был исполнен гражданского долга, стремления к са­моотверженному служению родине. Прославленными трагиками были актеры Э. Росси, Т. Сальвини (1820–1915), актриса А. Ристори. Основная черта этого направления итальянской сценической школы – создание сильных, волевых характеров, психологическая достоверность. С особой силой талант этих акте­ров раскрылся в пьесах Шекспира. Искусство этих актеров в развитии запад­ноевропейского театра составило целую эпоху.