Смекни!
smekni.com

Романтизм и реализм в художественной культуре Европы (стр. 5 из 5)

В 1843 г. в Англии была отменена монополия театров «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден». Это дало возможность всем другим театрам ставить пье­сы любого жанра. В Лондоне было построено несколько новых театральных зданий.

В конце XIX в. значительное влияние на английский театр оказывает ев­ропейская реалистическая драматургия, в частности, драматургия Ибсена. Про­пагандировали драматургию Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Ибсена новый «Неза-висимый театр», «Театр нового века», «Общество литературного театра», «Олд Вик» и др.

В политически раздробленной Германии театральная жизнь сосре­доточивалась в небольших городах, в которых придворные театры играли клас­сический репертуар.

На рубеже веков театральным центром Германии стал Берлин. В 1883 г. был открыт Немецкий театр, в 1889 г. – Свободный театр, пропагандировав­ший драматургию Ибсена, Гауптмана, Э. Золя, Л. Толстого.

В начале XIX в. театральная жизни Австрии отмечена большим твор­ческим расцветом театров предместий, что было связано с деятельностью дра­матурга Ф. Раймунда и актера И. Н. Нестроя. Однако после революции 1848 г. эти театры утрачивают свой демократический характер, в их репертуаре пре­обладают развлекательные пьесы.

Во второй половине XIX в. ведущее место в театральной жизни Австрии занимал «Бург-театр». Его руководитель Г. Лаубе утвердил на сцене классику. В 70—80-е гг. театром руководил Ф. Дильгенштедт, поставивший цикл шекс­пировских трагедий, пьесы Ибсена, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.

Родина современного европейского балета – Италия. Итальянский балет был основан на традициях античной пантомимы и танца и богатейшей культуры народного танца. На рубеже XVIII–XIX вв. в развитии балета Италии начался новый этап, совпавший с периодом освободительной борьбы итальянского народа. Создавались спектакли, основанные на принципе действенного балета, насы­щенные драматизмом, динамикой, экспрессией. Ставили такие балеты Г. Джои и С. Вигано, в них выступали танцовщики-пантомимисты.

Заключение

Исходя из выше сказанного эпоха романтизма (первая половина XIX в.) – эпоха утверждения прекрасного в безобразном мире, героического идеала в безгеройном времени, умения мечтать и чувствовать, страдать и сочувствовать в условиях, когда хотелось только покоя, тепла и хорошего, нормального питания. Романтизм шел наперекор эпохе и поэтому стал эпохой в культуре. Особенно значительны достижения романтиков в наиболее возвышенных видах художественного творчества – поэзии и музыке. Романтизм воспитывал также уважение и интерес к историческим корням нации, к национальной культуре. Классицизм вненационален, романтизм – многонационален.

Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простое копирование того, что есть. Творческий ме­тод реализма включает в себя всесторонний анализ, глубо­кое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Реализм продолжил начатую роман­тизмом критику отрицательных сторон буржуазного общест­ва: господство утилитаризма и грубого материализма, безду­ховность, нивелирование человеческой личности.

Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром стано­вится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявля­ются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жи­телей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов обществен­ной эволюции и научного прогресса.

Резко возрос поток информации, что вызывает попытки создания глобаль­ной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие ти­ражи газет способствовали более широкому распространению информации.

Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отли­чается прежде всего резко нарастающей демократизацией. Ведущее место за­няла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых жур­налов с невиданными ранее тиражами.

Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творчес­кой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников – издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерчес­кий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.

Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художествен­но-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность.

Век романтизма был недолгим, пожалуй, лишь в музыке он немного задержался и продлился практически до конца XIX в. В других же областях художественного творчества он постепенно изживал себя.

Список использованной литературы:

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2–е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. –600 с.

2. Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Г. Торосян. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2005. –735 с.

3. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / И.Е. Ширшов, К.И. Баландин, В.В. Качановский и др; Под общ. ред. И.Е Ширшова. –Мн.: БГЭУ, 2004. – 543 с.

4. Культурология: учеб. пособие / З.А. Неверова [и др.]; под науч. ред. А.С. Неверова. – 3–е изд, испр. –Минск: Выш. Шк., 2007. – 368 с.

5. Кармин А.С. Культурология. 2–е изд., пераб. идоп. –СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 928 с.

6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. –Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. –544 с.