Смекни!
smekni.com

Романтизм и реализм в художественной культуре Европы (стр. 3 из 5)

В Германии первой четверти ХIХ в. театр развивался в романтическом русле. Писатели-романтики А.В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман утверждали синтетическую природу театрального искусства, они отрицали стилизацию, бытовизмы, они признавали тех актеров, игра которых отличалась внутренней правдой, темпераментом. Лучшими актерамив это время были И. Флекк и Л. Девриент.

Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение по всей Европе.

Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному
философскому познанию, многостороннему художественному обобщению
процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречи­ями. Он обогатил культуру непреходящими по своему значению духовными
ценностями и проложил новые пути для ее развития.

2. Реализм в художественной культуре Европы

В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная сис­тема хозяйствования и в сферу общественного производства включаются са­мые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и пред­мет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и об­щественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы чело­веческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет ис­кусства – человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, по­истине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сфор­мировался как направление в 30–40-е гг. XIX в.

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К середине столетия реализм становится господствующим направлени­ем в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капита­листических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталис­тического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, ли­цемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Литература.

Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780–1857). Он выступил еще в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую поли­тику.

Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783–1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.

Один из замечательнейших романов Стендаля – «Красное и черное» (1830). В романе «Пармская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху, предопределившую тра­гизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.

Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма – твор­чество Оноре де Бальзака (1799 –1850). По замыслу Бальзака его главное про­изведение – эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническо­му труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.

В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Ев­гения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» и многие другие.

Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803–1870), выдающийся писа­тель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют силь­ные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам — «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе), «Коломбо», «Фаль-коне». Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка.

В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом ее от сотрудничества с рабочим классом в литературе Фран­ции складывается новый тип критического реализма – писатели отказывают­ся от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространенному, заурядному. В целом искусство еще больше приближает­ся к жизни.

Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821–1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным сло­ям населения: буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам отно­сился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. По­этому Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», слу­жить красоте. Несмотря на несостоятельность такой позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы. Одно из выдающихся произведений Фло­бера – роман «Мадам Бовари. На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада», в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистичес­ких деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внут­реннего монолога.

Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характер­ны и для Ги де Мопассана (1850–1893). Лучшие его произведения – романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан». Мопассан – мастер новеллы и рассказа. Писатель стремился противопоставить правду естествен­ных чувств человека духовному убожеству, корыстолюбию буржуа-собствен­ника, его лживой морали.

Литература Англии. Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771–1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В начале творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвен­го», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развер­нувшуюся в Англии в XVII–XVIII вв.

Один из великих художников мировой литературы – Чарльз Диккенс (1812– 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литера­туры, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия.

Уже в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» изображен капи­талистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Писатель, веря в торжество справедливости, своего героя заставляет преодолеть все препят­ствия и добиться личного счастья.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным образом трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867–1933), Джорджа Бернарда Шоу (1856–1950), Герберта Джорджа Уэллса (1866–1946).

Так, Д. Голсуори в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и част­ной жизни. Им написаны драмы. Занимался он публицистикой, где отстаивал принципы реализма. Но в трилогии «Конец главы» проявились консерватив­ные тенденции.

Д. Б. Шоу – один из учредителей и первых членов социалистического «Фа­бианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых – столкно­вение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этичес­ких проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл и лев», «Пигмалион»), традиционности пред­ставлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).

Г. Д. Уэллс – классик научно-фантастической литературы. В романах «Ма­шина времени», «Человек-нивидимка», «Война миров» писатель опирался на но­вейшие научные концепции. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нрав­ственными прогнозами развития общества

В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения стран норвежских писателей Генрика Ибсена (1828–1906), Бъернстъерна Мартиниуса Бьернсона (1832–1910), Кнута Гамсуна (1859–1952).

В своих остросатирических драмах «Кукольный дом» («Нора»), «Привиде­ния», «Враг народа» Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения — одно из высших до­стижений реалистической западноевропейской драматургии.