Смекни!
smekni.com

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" (стр. 10 из 11)

2. Темы, побуждающие сосредоточиться на характере Кате­рины: «Характер Катерины соответствует новой фазе нашей на­родной жизни» {Добролюбов), «Характер Катерины составляет шаг вперед... во всей нашей литературе» (Добролюбов), «Ду­шевное богатство Катерины», «Сильный или слабый харак­тер?», «Представление о Катерине у других действующих лиц и понимание этого характера зрителями наших дней».

3. Темы, предполагающие анализ отдельного акта: «4-й акт— кульминация пьесы», «Пятый акт «Грозы» составляет апофеозу этого характера» (Добролюбов) и т. д.

Заключение

Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности понимания своеобразия читае­мого произведения, творческой индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознатель­ного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилисти­ческие особенности авторов, тем глубже будет его ли­тературное развитие, понимание общих законов художественного творчества.

Усвоение каждого художественно ценного литератур­ного произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся.

В чем же заключается литературное развитие уча­щихся, их рост и совершенствование в процессе изуче­ния литературных произведений?

Литературное развитие нередко понимается как сте­пень знакомства с художественной литературой, разно­сторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литера­турно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «сте­пень знания литературы».

В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органиче­ски связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру исскуства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу ,и театр.

Литература

  1. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
  2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.
  3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.
  4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.
  5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.
  1. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.
  2. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.
  3. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.
  4. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165
  5. Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961. – С.15
  6. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.82-88.

Тема:Нравственный облик Катерины в драме А.Н. Остров­ского «Гроза»

Метод: эвристическая беседа в сочетании с другими дидактическими приёмами.

Цель урока -создать целостное представление о нравственном облике ге­роини драмы «Гроза» - Катерины.

Оборудование:запись на доске: «Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная жертва «темного цар­ства» или человек, сопротивляющийся ему»?

Возможны другие варианты задания. Например: Какие ка­чества характера Катерины проявляются в ее трагическом кон­фликте с «темным царством»? Или: Что такое самоубийство Ка­терины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха?

Ход урока

I Орг. Момент

II.Беседа

1. Что такое жертва?

-Униженный, "погубленный человек".

2. Какие качества мы, прежде всего, связываем с поняти­ем "человек, сопротивляющийся унижению"?

-Независимость, воля, чувство человеческого достоинства.

-Доброта, уважение других людей.

3. Катерина в семье Кабанихи - жертва или человек сопротивляющийся?

- Скорее жертва.

4. Разберемся. Мог кто-либо защитить Катерину в семье?

- Мог Тихон. Но безвольного, забитого Тихона Кабаниха не пустила даже вытащить труп Катерины из реки. Где уж ему было защищать ее от коварства свекрови?

А Варвара?

- Она хотела помочь, но защитить не могла, так как в семье тоже голоса не имела. Утешить могла, но по-своему. И, спасаясь бегством от матери, думала только о себе.

- Может быть, в городе кто-либо мог защитить Катерину?

- Борис. Но он соглашался со своим рабским, зависимым положением и лишь жаловался на самодурство Дикого, а не протестовал. Помочь Катерине он не мог.

- Кудряш?

- Кудряш, окажись на месте Бориса, мог бы защитить Катерину, так как не подчинялся Дикому.

- Нет, и Кудряш вряд ли осмелился бы: Катерина была замужней женщиной и уехать с ней куда-либо - значит идти на скандал. И полиция могла насильно вернуть ее мужу.

- Да, для этого надо было любить Катерину так, как она любила Бориса: самоотверженно. Не забывайте о Кулигине.

- Кулигин - образованный человек, не мракобес, гуман­ный, добрый. Но он не может и себя защитить в этом "темном царстве" от таких, как Дикой, поэтому нельзя ждать, что он по­может Катерине.

Какой же вывод?

- Катерина - жертва в доме Кабанихи. Но беззащитная ли жертва?

- И все-таки не беззащитная: она пыталась до самой гибели защищать свое человеческое достоинство. Например: в 5 явл. (I д.) она возражает Кабанихе: "Напраслину терпеть кому же приятно!". Ей стыдно за мужа и за себя, когда их, взрослых людей, унижает свекровь при прощании (4 явл., II д.). И когда Катерина уже не смогла дальше терпеть издевательств Кабани­хи, то нашла выход в собственной смерти. И, тем самым, защи­тила свое человеческое достоинство. А человек с достоинством - уже не жертва.

- Нет, Катерина и человек с достоинством, и жертва. 5. Что такое конфликт?

- Это столкновение, борьба людей. Какой конфликт мы называем трагическим?

- Тот, который заканчивается гибелью главного героя. Всегда ли, любой ли конфликт бывает трагическим?

- Не всегда. Например, в «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический.

О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?

- О трагическом конфликте.

В чем же он?

- Между семьей Кабанихи и Катериной.

Или между Кабанихой и Катериной?

Есть разница меж­ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.

- Конфликт идет между Кабанихой и Катериной: между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.

- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.

А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?

- Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови.

- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст­ва воспитывалась такой.

- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."

- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...

- Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.

- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татья­на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?

- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?

- Она сама себя за это жестоко осудила, каялась.

- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клят­вы верности мужу, а за любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолю­бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре­лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).

6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).

- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.

- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?

- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда­ют ее, даже кланяются ей.

Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?

- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.

В чем же они виноваты, если обобщить?

- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.

А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?