Смекни!
smekni.com

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" (стр. 11 из 11)

- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не толь­ко ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, та­кие как он.

Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику?

- Кулигин.

III Чтение по ролям

Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).

А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?

- Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством".

На чем же держится "темное царство"?

- На власти богатых.

- На забитости и рабстве бедных.

— На невежестве, на предрассудках и тех, и других.

Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».

VI Сообщение учащихся

Послушайте два авторитетных мнения: Н. Добролюбова и Д. Писарева.

Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?

После решения этой задачи ученики отвечают на послед­ний вопрос учителя:

Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произве­дение А.Н. Островского - современным?

Да, потому что столкновение человеческого достоинст­ва, независимости человека с унижением его со стороны силь­ных, богатых сейчас является очень злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.

Д/З Прочитать IIIlдействие и ответить на вопросы учебника.

- Не всегда. Например, в «Горе от ума" или в «Ревизоре»он не трагический.

О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?

-О трагическом конфликте.

В чем же он?

-Между семьей Кабанихи и Катериной.

Или между Кабанихой и Катериной?

Есть разница меж­ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.

- Конфликт идет между Кабанихой и Катериной: между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.

- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.

А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?

- Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови.

- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст­ва воспитывалась такой.

- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."

- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...

- Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.

- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татья­на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?

- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?

- Она сама себя за это жестоко осудила, каялась.

- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клят­вы верности мужу, а за любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолю­бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре­лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).

6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).

- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.

- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?

- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда­ют ее, даже кланяются ей.

Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?

- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.

В чем же они виноваты, если обобщить?

- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.

А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?

- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не толь­ко ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, та­кие как он.

Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику?

- Кулигин.

Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл.,Ш д.).

А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?

- Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством".

На чем же держится "темное царство"?

- На власти богатых.

- На забитости и рабстве бедных.

— На невежестве, на предрассудках и тех, и других.

Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».

Послушайте два авторитетных мнения:

Известный русский критик Н. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" писал: "В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, дове­денный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина".

Другой известный русский критик Д. Писарев, напротив, так оценил самоубийство Катерины: "Она разрушает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой".

Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?

После решения этой задачи ученики отвечают на послед­ний вопрос учителя:

Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произве­дение А.Н. Островского - современным?

- Да, потому что столкновение человеческого достоинст­ва, независимости человека с унижением его со стороны силь­ных, богатых сейчас является очень злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.

Литература

  1. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
  2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.
  3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.
  4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.
  5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.
  1. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.
  2. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.
  3. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.
  4. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165
  5. Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961. – С.15
  6. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.82-88.