Смекни!
smekni.com

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" (стр. 7 из 11)

Домашнее задание: Прочитать по хрестоматии отры­вок из статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве», дать письменные ответы на вопросы:[5,89]

1 Какого характера, по мнению Добролюбова, требовала эпоха?

2. Почему Добролюбов считал, что характер Катери­ны—«шаг вперед не только в драматической деятельности Ос­тровского, но и во всей нашей литературе»?

3. Почему Добро­любов придает большое значение тому, что сильный русский характер является у Островского в женском типе?

3-й урок. Обзор пьесы в целом.

Урок начинается с разговора о жизни в Калинове. Важно, чтобы ученики поняли, что Калинов—это не только Кабаниха и Дикой, это и Катерина, и Кулигин, и Варвара, и Кудряш. В «Грозе» изображен переломный момент в жизни России. Же­стоки нравы Калинова, велик произвол его хозяев, но им не­спокойно, иссякает терпение их жертв. Отсюда естествен пере­ход к беседе о непримиримости двух миров, об их несовмести­мости, об основном конфликте произведения.

Катерина—главная героиня пьесы. Но, чтобы понять ее, характер, поступки, судьбу, надо знать тех, кто ее окружает. Вопрос о значении других действующих лиц ставится так: к каждому из четырнадцати действующих лиц «Грозы» могут быть отнесены слова, сказанные о Феклуше: «Выкиньте Феклушу, и вам покажется, что вы отрезали кусок из живой части драмы....»? Почему?

Вот некоторые ответы: «Феклуша—уважаемое лицо среди купцов, ее новости слушают всерьез, а это говорит об их бескуль­турье». «Кабаниха ее слушает как равную, следовательно, она не понимает комизма ее речей». «Феклуша дает положитель­ную оценку нравам купечества, называет их «благолепием». «Без Феклуши мы гораздо меньше знаем об интересах темного царства и об уровне культуры». В этом же плане шел разговор и о других действующих лицах.

Затем ставились вопросы о группировке в пьесе действую­щих лиц, об основном конфликте произведения. Конфликт, ле­жащий в основе «Грозы»,—борьба молодых сил со старым миром.

Такой конфликт, являющийся типичным, служит отражени­ем ожесточенной борьбы, развернувшейся в годы революцион­ной ситуации, и выражением настроений передовых сил об­щества. . Далее на этом же уроке прослеживаем ход действия, устанавливаем значение отдельных сцен, выясняем, что можно считать завязкой, кульминацией и развязкой, в чем особенности экспозиции в пьесе.

При этом учитываем, что ко всем вопросам будем возвра­щаться в процессе анализа по действиям. На данном этапе нужно как бы наметить контуры пьесы, ее проблематики, дать то общее, в связи с чем будет разбираться отдельное.

Домашнее задание. Прочитать I действие и, подгото­виться к ответам на вопросы:

1. Какая картина должна предстать перед глазами зрителя, когда открывается занавес? Что должен подчеркнуть постанов­щик? 2. Какое значение имеет для понимания последующих со­бытий разговор Кулнгина, Кудряша, Шапкина? Что вы можете сказать о каждом из них? 3. Как подготовлен зритель к появ­лению семьи Кабановых? Какое значение имеют первые четы­ре явления? 4. Для чего на сцене появляется полусумасшед­шая барыня? 5. Почему I действие заканчивается грозой?

4-й урок. Неизбежность конфликта (работа над I дейст­вием).

Предлагаем ученикам мысленно перенестись в театр и вос­создать устно картину, развертывающуюся перед глазами зри­телей, когда открывается занавес.

Рисуя сцену I действия, девятиклассники говорят о широ­ких далях Заволжья, о просторах Волги, заставляющих Кулигина воскликнуть: «Вид необыкновенный! Красота! Душа ра­дуется». «Когда занавес открывается,—говорит ученик,—не­сколько моментов зритель смотрит на рощи, деревни, луга над Волгой, на родную русскую природу, затем слышит слова Кулигина, и ему кажется, что жизнь должна быть такой же пре­красной в этом благословенном уголке. Но вот видим, появ­ляется Дикой, начинают говорить о нем, и сразу становится грустно». «Красотой природы Островский подчеркивает безоб­разие диких»,—отмечает другой.

Подведя итоги высказываниям, подчеркиваем также, что, выбрав местом действия общественный сад на высоком берегу Волги, очевидно, в тот час, когда в церкви кончается служба, Островский сделал совершенно естественным появление всех действующих лиц. Через бульвар лежит путь из собора домой, бульвар — излюбленное место прогулок горожан. Отсюда от­крывается вид на Волгу, и потому понятно, что здесь любуется Волгой Кулигин. Напоминаем, что основная борьба в пьесе идет между Кабанихой и Катериной, а семья Кабановых появ­ляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые че­тыре явления?

Живым встал перед нами хищник и ругатель Дикой. Уже завоевали симпатию разудалый дерзкий Кудряш и гуманный Кулигин. Все пожалели Бориса, узнали о том, что он безна­дежно любит замужнюю женщину. Посмеялись над сладкими речами Феклуши... Теперь зритель не только осведомлен об отдельных лицах, но знает жизнь города. Перед ним «не зави­сящая от людей обстановка, определяющая их жизнь»,—объ­яснение характеров и судеб героев.

5-е явление имеет особое значение: в нем мы знакомимся и с Катериной и с Кабанихой и, внимательно вслушиваясь в речь каждой из них, получаем отчетливое представление о их характерах, о неизбежности конфликта между ними. Явле­ние желательно прослушать в грамзаписи.

Учащиеся рассказывают, как, по их мнению, должна по­явиться семья Кабановых на сцене. Наиболее часто возникают такие мнения: «Кабаниха должна идти важно впереди осталь­ных членов семьи», «Катерину, как героиню, надо выделить», «Она должна держаться скромно, но с достоинством», «Тихон идет за маменькой, сняв фуражку, уговаривая», «Варваре скуч­но, она держится в стороне, на глаза матери не может пока­заться», «Она не хочет вмешиваться». Поможем ученикам пред­ставить внешний облик, манеру держаться той и другой. С этой целью обратимся к сценической истории: артистка Рыкалова, современница драматурга, идеально исполняла роль Кабанихи. Когда она важно выходила во главе всей семьи, высокая, пол­ная, с суровым властным видом, и начинала скрипучим голосом свои упреки и поучения, которые, «как капля за каплей, равно­мерно падали на одно и то же место», казалось, что она спо­собна «даже камень проточить, как ржа железо».

Великолепно играла Катерину знаменитая русская артист­ка Стрепетова.

Перечитаем 5-е явление. Спрашиваем, какое впечатление у нас осталось от Кабанихи. Кабаниха сразу же вызывает ужас, она грубый деспот, ханжа, фанатически отстаивающая старое.

И все эти выводы мы делаем, «вслушиваясь» в ее речь. Во всей сцене Кабаниха играет активную роль, она «ведет раз­говор», упрекает, наставляет, угрожает и ругает. В чем упре­кает Кабаниха своих домашних? «Она упрекает детей в не­почтительности по отношению к родителям», «Изводит Тихона за то, что он предпочитает жену матери, что он хочет жить своим умом». «Укоряя, Кабаниха зорко следит за своей жерт­вой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее страшный удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня достаточно, что она меня любит»,—следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но если вдуматься в них, то становится ясным, что Кабаниха упрекает домашних в том, в чем они неповинны, а уп­реки ей нужны для того, чтобы начать угрозы и наставления,

Она наставляет, как надо жить, какой порядок должен быть в семье».

Что означает в устах Кабанихи слово «порядок», который страстно ею защищается? Беспрекословное подчинение млад­ших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства.

Кулигин, говоря о Кабанихе, называет ее ханжой. Чем мож­но подтвердить эти слова? Учащиеся отмечают, что ханжескую окраску ее речи придают, во-первых, ласкательные слова: «Мой друг, мой милый» и т. д.; во-вторых, самоунижение: «мать ста­ра», «мать глупа, ну да вы люди молодые, ученые не должны с нас стариков взыскивать», в-третьих, ссылки на родитель­скую любовь: «Ведь от любви-то родители и строгие к вам» или «Что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит», в-четвертых, стремление представить себя несчастной: «Ну что же, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте, что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните».

И все это—в сочетании с откровенной грубостью: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить?» или «Ну да так и есть раз­мазывай». Ее речь—сочетание грубости, холодного повели­тельного тона с елейным смирением и вздохами. Создается ощущение бесконечного потока слов. Ведь ей не надо повода для упреков и наставлений, она их создает сама.

Из слов Кабанихи отчетливо видно ее отношение к домаш­ним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.

Почему же именно Катерина вызывает ненависть Кабани­хи? Можно ли дать ответ на этот вопрос, опираясь только на это явление? Катерина так мало говорит, и все же всем своим поведением она бросает вызов темному царству, сама не подо­зревая об этом. В чем он заключается?

Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. Терпеть напраслину привыкли и Тихон и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, смело -поднимает свой голос в защиту своего человеческого до­стоинства. Но вызовом является не только это. Уже с первых реплик Катерины Островский показывает, что ее слова являют­ся вызовом тому порядку, который утверждает Кабаниха. Ее обращение к Кабаннхе на «ты», в то время как Тихон и Вар­вара говорят «Вы», должно раздражать Кабаниху.

Подумаем, почему Катерина так говорит?

7, 8, 9-е явления предлагаются для самостоятельной работы на уроках трем группам учеников в классе.

Задание 1.

1. Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой? 2. Проанализируйте речь Кате­рины. Как речь открывает нам ее внутренний мир? 3. Какой характер придают всему монологу Катерины слова: «Отчего люди не летают?»