Смекни!
smekni.com

Роль колыбельных песен и поэзии пестования в системе детского фольклора (стр. 1 из 5)

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

«Гадалейскаясредняя общеобразовательная школа»

Тулунскогорайона


РОЛЬКОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН ИПОЭЗИИ ПЕСТОВАНИЯ

В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГОФОЛЬКЛОРА


Реферат политературе

 

Выполнила:

ученица 10 класса

Говорина Анастасия

 

Руководитель:

Садовская С.А.,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

Гадалей,2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Особенности детского фольклора

Глава 2. Фольклорматеринства и детства

2.1 Колыбельные песни

2.2 Поэзия пестования

2.2.1 Пестушки

2.2.2 Потешки

2.2.3 Прибаутки

Заключение

Список использованнойлитературы


ВВЕДЕНИЕ

Состояние нашего обществав данный период времени характеризуется тем, что мы, пытаясь угнаться задругими странами и стараясь выглядеть на международной арене цивилизованными,совершенно забыли о том, что всегда отличало нас от других и составляло нашусущность, сущность русского человека – верность традициям наших предков ипамять о них. Мы очень часто говорили о том, что нам не нужно богатое наследиепрошлого России, что мы создадим свою собственную пролетарскую культуру. Сейчас приходится с горечью признавать, что все этикрасивые лозунги и решительные действия завели в тупик.

Именно поэтому теперьназрела необходимость возвращения к истокам культуры русского народа, котораяуходит корнями в глубокую древность. Не зная истории прошлого, нельзя познатьнастоящее и постигнуть будущее.

В каждом классе на урокахлитературы мы знакомимся с произведениями УНТ. Но для составления целостнойкартины жизни наших предков, постижения всего богатства русского фольклора необходимоболее глубоко знакомиться с ним.

Детский фольклоротносится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но,признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могутточно определить своеобразие данной разновидности фольклора.

Цель моей работы: дать представление о фольклорематеринства и детства как разновидности детского фольклора.

Исходя из поставленнойцели, можно выделить следующие задачи:

1.   Рассмотреть происхождение, содержание,сюжет, образную систему колыбельных песен и прибауток.

2.   Проследить за механизмом действия пестушек.

3.   Представить структуру потешек.


I. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Детский фольклорпредставляет одно из направлений устного народного творчества. Большой подбортекстов произведения бытует и во взрослой, и в детской среде, но методикаисполнения, лексический и стилевой составы существенно различаются.

Переходя в детскую среду,большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностямидетской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую иразвлекательную функции. Многие произведения детского фольклора перешли к детямтак давно, что память об этом утратилась, другие произведения перешли в детскийфольклор недавно.

Традиционно можновыделить два направления, по которым происходит пополнение детского фольклора.С одной стороны, фольклор взрослых приспосабливается к детской среде. С другой,самими детьми создаются произведения, учитывающие специфику мировосприятияребенка (страшные рассказы, садистские стихи). Но есть и третий путь - созданиевзрослыми произведений, специально предназначенных для детей (поэзияпестования, колыбельные песни).

Приспособление фольклоравзрослых предполагает упрощение сюжета, привнесение в конфликт большейзанимательности, создание ярких запоминающихся образов, упрощение языка. Частоиспользуется рифмованное изложение событий, тексты отличает несложный язык,понятные выражения и обороты.

Наблюдается прямоеперенесение из взрослой среды в детскую отдельных произведений, например,песен. В первую очередь это сатирические, скоморошные песни. Когда содержащаясяв произведениях сатира перестает быть понятной, уходят в прошлое породившие еесоциальные явления, тексты перестают повторяться и забываются взрослыми.Обрядовые песни переходят к детям в тех местах, где взрослое населениеперестает осознавать их как часть ритуала. Так, обычай колядования исчез средивзрослого населения, но сохранился среди детей, которые воспринимают его каксоставляющую праздника Нового года.

Нередко подобныепроизведения становятся основой для словесных игр. Детей привлекают их яркаяформа и интересный сюжет, необычные ситуации, передача животным функций людей.Произведения типа «Как у бабушки козел», «Сватовство совы», «Смерть комара»,«Война грибов» превратились в обычные игры. Со временем игры и народные драмыначинают бытовать исключительно в детской среде.

Согласновыводу М.Н. Мельникова, «детский фольклор представляет собой специфическуюобласть народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающуюцелую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».

Признакидетского фольклора:

-   простотаконструкций,

-   несложный, нодинамично развивающийся сюжет,

-   запоминающиесяобразы,

-   несложныесинтаксические конструкции,

-   четкий внутреннийритм,

-   кумулятивность,

-   звукоподражания,аллитерации, ассонансы.

Текстырассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в нихповторяются одни и те же сюжетные мотивы.

Ребенокспособен запоминать информацию небольшими частями, поэтому для различныхжанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов ипонятий. Часто для рифмовки используют прием звукоподражания, средствмасс-культуры, одинаково воспринимают отдельные жанры детского фольклора (впервую очередь колыбельные песни, сказки, приговоры, а затем и дразнилки,страшилки, обрядовые формы).

Идеревенский ребенок, воспринимающий с раннего детства обрядовую сторонуфольклора благодаря общению с его носителями, и городской ребенок,формирующийся под воздействием средств масс-культуры, одинаково воспринимаютотдельные жанры детского фольклора (в первую очередь колыбельные песни, сказки,приговоры, а затем и дразнилки, страшилки, обрядовые формы).

Детскоемировосприятие отличается от мироощущения взрослых, детский фольклорспособствует созданию собственного игрового мира. Очевидно также, что взависимости от возраста меняется характер детского творчества, круг интересоввосприятия и, следовательно, изменяется использование форм детского фольклора

Термин«детский фольклор» стал употребляться с середины XIX века. Издавая «Русскиенародные песни» П.В. Киреевского, П.А. Бессонов впервые выделил детские песни всамостоятельную разновидность фольклора. В 1848 году П.А. Бессонов подготовилсборник текстов «Детские песни», ставший первой публикацией детского фольклора.

Основноесодержание понятия «детский фольклор» установилось в двадцатые годы ХХ века.Стало очевидно, что к детскому фольклору относятся произведения устной народнойсловесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде.

Носителямидетского фольклора являются как сами дети, так и взрослые - матери, бабушки,няни и все те лица, на попечении которых находятся дети или которые в силу техили иных обстоятельств близки к детям.

Детскийфольклор является «арсеналом и почвой» русской детской литературы, постояннопитает и обогащает ее. Творчество каждого литератора, писавшего для детей,тесно связано с детским фольклором, освоением накопленного в нем опыта. В своюочередь, детские писатели оказывают заметное влияние на детскийустно-поэтический репертуар. В нем появляются устные реминисценциипроизведений, особенно малых форм, созданные профессиональными литераторами.

Проблемафольклоризма русской детской литературы имеет огромное теоретическое ипрактическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования.


II. ФОЛЬКЛОР МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

 

2.1 Колыбельные песни

 

Славянскиеназвания колыбельных песен восходят к глаголам колыбать, кохать, колебать,качать, зыбать. В северных губерниях России колыбельные песни назывались«байками» от байкать, убаюкивать.

Создателями и носителямиколыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребёнка вколыбели или на руках. Одновременно они обращаются к нему с песней. Умениеукачивать ребенка считалось настоящим искусством.

Колыбельныепесни исполнялись до тех пор, пока ребенок не засыпал. При необходимости песниследовали одна за другой, скрепляясь припевом или повторами (чаще всего обращениями):«спи, младенец», «спи да усни», «спи, Таня», «спи, дите».

Наименованияжанра связаны с назначением колыбельных песен, созданных для того, чтобы спомощью размеренного ритма и монотонного напева укачивать, убаюкивать ребенка.В колыбельный период ребенок воспринимает только ритмичную мелодию исоответствующее ей движение. Заметив, что при ритмичном покачивании ребенокзасыпает быстрее, человек создал колыбель. Утилитарно-бытовая функция песенвсегда дополнялась воспитательной и эстетической. Исполнитель песен выражалсвое отношение к окружающему его миру, сообщал некоторые полезные сведения,выражали свои потаенные желания.

Этнографыпоказали, что тексты колыбельных песен складывались постепенно, вначале онисостояли из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в такт сдвижениями колыбели. К ним присоединялись и ритмичные поскрипывания еедеревянных частей. Подобные записи сделаны в разных частях земли от Африки доСеверной Америки. Постепенно развилась словесная составляющая и появилисьсобственно колыбельные песни.

Древнеепроисхождение колыбельных песен доказала А.Н. Мартынова. Она считает, чтоколыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд«первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить ребенкаот бессонницы, болезней, действий враждебных сил. А.Н. Мартынова показала, чтоантропоморфные образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах ипотом из них перешли в тексты колыбельных: