Смекни!
smekni.com

Лирические циклы в творчестве русских женщин-поэтов (стр. 13 из 14)

В ранних циклах достаточно четко проявился интерес поэта к противоречивому единству мира и характеров / «святому лику» и «уснувшему демону», «черному мороку адову» к «Солнцу-то! Светоносному!"/, к поклонению и вызову, что станет важнейшей смысловой и стилевой особенностью последующего ее творчества.

Понимание внутреннего единства стихов, образующих циклы, связанные биографически, тематически и художественно, позволяет глубже постичь и отдельные этапы, и общее направление творческого развития.

Поэзия Благининой явление замечательное, но, к сожалению, не осмысленное в литературоведении в достаточной мере. Последовательное и добросовестное прочтение Благининой современным читателем, читательский опыт которого обогащен знанием русской поэзии ХIХ и ХХ веков, необходимо для постижения многих существенных проблем теории и истории литературы.

Среди многих авторов в русской литературе она отличается тем, что глубоко индивидуальна и личностна в своем творчестве. За обилием форм и течений, требований официальной идеологии, перипетиями личной судьбы она не потеряла того, что отличает человека и художника.

В данной работе сделана попытка исследования факторов, обусловивших становление и самобытность поэта Е.А. Благининой, появление жанрово-тематической формы лирического цикла в ее творчестве.

Примечательно, что детскую и «недетскую» поэзию Е.А. Благининой объединяет родство мотивов, отдельных образов, устойчивых изобразительных приемов: это – различное воплощение одних и тех же переживаний, восприятия действительности. Первая требовала от поэта максимальной объективности, особой образности и ритмики при отражении жизненных реалий, а вторая – средство самораскрытия. Через нее Благинина вводит нас в мир своих сокровенных мыслей, приоткрывает тайны души, показывает, как её захлестнула «стихия», унесшая в мир поэзии.

Поэтическое творчество Благининой было освещено избирательно: прежде всего стихотворения, посвященные традиционным для детской поэзии темам, затем – отражающие действительные события и переживания поэта; наконец – мотивы, общие для поэзии и «поэзии детской». Сказано об обусловленности выбора художественно-изобразительных средств, приемов, отдельных образов.

Очевидно, что четкому отграничению поэзия Благининой от детской поэзии не поддается и ставит под сомнение правомерность такового. Поэтика ее имеет тенденции, закономерности, приметы, но не «рамки». Темами самостоятельного обширного исследования могут стать вопросы о художественном образе вещи и сказочных образах, что проиллюстрировано конкретными примерами.

Автор выражает надежду, что последовательное и детальное осмысление такого явления в отечественной литературе, как Елена Александровна Благинина, у наших литературоведов впереди и состоится в близкой перспективе.

Библиографический список

1. Анненский И. Избранные произведения. – Л., 1988, с. 171.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

3. Ахматова А.А. Сочинения В 2-х томах. Т. 1. – М.: Правда, 1990.

4. Ахматова А.А. От царскосельских лип. – М.: Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2000.

5. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730–1980 гг. – Смоленск: Русич, 1994.

6. Белкина М.О. Скрещение судеб: Попытка Цветаевой, двух последних лет ее жизни. Попытка времени, людей, обстоятельств. – 2-е изд., доп. – М.: Благовест: Рудомино. – 541, (1) с.

7. Белова А.А. «Она умела любить восторженно» /Отечество. – 2002. – №10. – с. 30–36.

8. Берштейн И.А. Скрытые поэтические циклы в творчестве Анны Ахматовой / Ахматовские чтения «Царственное слово» – М: 1992.

9. Благинина Е.А. Окна в сад. Книга стихов. – М.: Советский писатель, 1966.

10. Благинина Е.А. Гори-гори ясно! Стихи для детей. – М., 1962.

11. Благинина Е.А. Улетают-улетели. – М., 1982.

12. Благинина Е.А. Журавушка. Стихи. – М.: Детская литература, 1983.

13. Борзас В. Многоэтажная Ахматова / Нева – 1997. – №7

14. Бродский И. 0 Марине Цветаевой // Новый мир, – 1991.-JI2.-C.152.

15. Верба И.А.М.И. Цветаева // Школа. – 2002. – №3. – с. 41–48.

16. Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М., 1987.

17. Воспоминания об Анне Ахматовой. / (сост. В.Я. Виленкин, В.А. Черных; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова). – М.: Советский писатель, 1991.

18. Воспоминания о М. Цветаевой: Сборник. – М.: Советский писатель, 1992. – 592 с.

19. Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы рус. поэзии 20х-30х гг. XX в. – М.: Современник, 1980. – 319 с.;

20. Гаспаров М.Л. Стих Ахматовой: 4 его этапа / Литературное обозрение – 1989. – №5

21. Гинзбург Л. Ахматова. Несколько страниц воспоминаний // Ахматова А.А. Избранное.-М., 1993, с. 290

22. Гончарова Н. Ахматова: попытка комментария / Вопросы литературы – 1999. – №1

23. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990, с. 182

24. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. – Л.: Советский писатель, 1968.

25. Долгополов Л. На. рубеже веков. - Л., 1977;

26. Дудин М. Невеселые признания при радостном событии // Звезда. – 1989. – №6.

27. Енишерлов В. Если душа родилась крылатой…: (К 90-летию со дня рождения М.И. Цветаевой. 1892–1941). Огонек, 1982, №42, с. 18–19.

28. Жижина А.Д. Проникая в мир цветаевского лиризма // Открытая школа. – 2002. – №6. – с. 26.

29. Жирмунский В.М. Творчетво Анны Ахматовой. – Л.: Наука, Ленинград. отделение, 1973.

30. Жолковский А.А. Ахматова – 50 лет спустя / Звезда – 1996. – №9

31. Зубова Л.В. Поэзия Марии Цветаевой: Лингвистический аспект. ЛГУ. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 262, (1) с., 20 см.

32. История русской советской поэзии, 1917–1941 /(В.В. Будник, В.В. Тимофеева, В.В. Богданов и др.; Редкол.: В.В. Будник (отв. ред.) и др.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. – 416 с.

33. Каган Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. – М., 1992, с. 102.

34. Кардин В. Здесь я не нужна. Там я невозможна: Штрихи к литературному портрету М. Цветаевой // Первое сент. – 1998. – 6 янв. – с. 8.

35. Кедровский А.Е. Возвращенные имена. – Курск: 1994.

36. Коган Ю.М.И.В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность. – М.: Наука, 1987. – 192 с., ил. – (Серия «Из истории мировой культуры»).

37. Коржавин Н. Ахматова и «серебряный век» / Новый мир – 1989. – №7

38. Крали М.М. Победившее смерть слово. – Томск, 2000.

a. Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. – М.: Советская энциклопедия, 1975

b. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни.-М., 1989, с. 38–39.

39. Крючков В.П. «Вещи и лица» в поэзии А. Ахматовой // Литература в школе. – 2003. – №4.

40. Кудрова И.В. Версты, дали…: Марина Цветаева: 1922–1939. – М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.:

41. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

42. Литература: Большой справочник для студентов / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 592 с.

43. Магидсон С. К творческой биографии Ахматовой / Смена – 1996. – №7

44. Маслова И. Мотив родства в творчестве Марины Цветаевой. – М.: Советский писатель, 1985. – 275 с.

45. Маслова М.И. Мотив родства в творчестве Марины Цветаевой. – Орел: Изд-во «Вешние воды», 2001. – 154 с.

46. Мочульский К. Поэтическое творчество Анны Ахматовой / Литературное обозрение – 1989. – №5

47. Мусатов В.В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой / Ахматовские чтения «Царственное слово» – М.: 1992.

48. Найман А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. – М, 1989.

49. Недашивин В. Пепел ее тополей… // Лит. газ. – 2002. – №41. – с. 12–13.

50. Немзер А. Готика смыслов: (К 100-летию со дня рождения М.И. Цветаевой) // Россия. – 1992. – 7–13 сент. (№41). – с. 16.

51. Одоевцева И.В. На берегах Невы. – М., 1989, с. 206

52. Озеров Л. Хранительница огня. // Детская литература. – 1989. – №9.

53. Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. – Л.: Лениздат, 1966.

54. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 352 с.

55. Павловский А.И. Анна Ахматова. – 2-е изд. – Л., 1982.

56. Петросов К.Г. Литературные старки. – М., 1991.

57. Приходько В. Творчество Е. Благининой. – М., 1971.

58. Попова Н.И. Анна Ахматова и Фонтанный дом. – СПБ., 1991.

59. Роднянская И.Б. Лирический образ вещи в поэзии нашего века // И. Роднянская. Художники в поисках истины. – М.: Современник, 1989.

60. Рудинский В. Поезд не в ту сторону: (Размышления о жизни и творчестве М. Цветаевой) // Наш современник. – 1991. – №11, с. 190–192.

61. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 2001.

62. Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого – Курск, 1995.

63. Русская детская классика / сост. В.Н. Бредихина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Артель», 2004.

64. Русская литература XX века. В 2-х кн.: Учебное пособие для вузов /Под ред. Л.П. Кременцова. – М.: Изд. центр «Академия». – (Высшее образование).

65. Русская литература XX века. В 2-х кн.: Учебное пособие для вузов /Под ред. Л.П. Кременцова. – М.: Изд. центр «Академия». – (Высшее образование).

66. Русская литература XX века. Советская литература. Сборник трудов. М., 1975.

67. Русская литература и журналистика начала XX века 1905–1917. /(М.А. Никитина. – М.: Наука, 1984. – 367 с.

68. Русская литература и начала XX века (1890–1910В 2-х кн. Кн. 1 /Под ред. С.А. Венгерова. – М.: Изд. дом «XXI век – Согласие», 2000. – 512 с.: ил. – (Два века русской филологии).

69. Русская литература конца XIX – начала XXвека 1908–1917. (Ред. коллегия: Б.А. Белик (отв. ред.) и др.) М.; «Наука», 1972.

70. Роскина Н. Анна Ахматова // Огонек. – 1989. – №10.

71. Саакянц А. Марина Цветаева. – М.: Советский писатель, 1980. – 325 с.

72. Сироткина Е. Одиночество: О самом независимом русском поэте // Первое сент. – 1996. – 23 мая. – с. 3

73. Скатов Н. Книга женской души / Литература в школе – 1989. – №3.

74. Сироткина Е. Одиночество: О самом независимом русском поэте // Первое сент. – 1996. – 23 мая. – с. 3

75. Словарь античности. – М., 1993, с. 400.

76. Спроге Л. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов. – Тарту, 1988;

77. Тименчук Анна Ахматова в 1960-е годы. – Водолей Publishers, The University of Toronto Москва; Toronto – 2005.