Смекни!
smekni.com

Эволюция темы любви в прозе А.И. Куприна (стр. 22 из 25)

Образ Лидочки построен на совмещении в одном характере взаимоисключающих черт, неожиданных изломов, поворотов в настроении, в психике вообще.

Одно из средств создания женских образов у Куприна – обращение к предыстории героини как своего рода мотивация ее поступков в настоящем. Так, в рассказе «На разъезде», 1894 , автор, как бы отвечая на просьбу Шахова, открывает перед читателем завесу, ведущую в прошлое Любови Ивановны Яворской. То, что узнает о ней Шахов (и мы вместе с ним) позволяет глубже разобраться в ее душевном мире, понять и оправдать ее поведение. Это и повод откровенно посочувствовать героине, по наивности попавшей в сети старого хитрого «дяди», к тому же удивительно нахального и до ужаса грубого.

Но иногда, как, например, в повести «Олеся», автор намеренно не дает никакой предыстории героини. Основная причина того, что Олеся появляется внезапно и о ней ничего не известно на первых страницах повести, вплоть до ее встречи с героем, заключается в том, что писатель хочет всячески отделить Олесю от внешнего мира, показать ее в естественной для нее обстановке прекрасной и могучей природы.

Нельзя не отметить особое мастерство Куприна – портретиста. В каждой своей героине он умеет выделить те внешние черты, которые являются выражением ее характера, помогают глубже раскрыть ее образ. Мы уже говорили о портретных характеристиках Анны и Веры из «Гранатового браслета», Виктории Ивановны из рассказа «Виктория». Особого внимания с этой точки зрения заслуживают еще две героини Олеся и Суламифь.

В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от нее, писатель воплощает красоту и гордую силу природы, которая как бы сформировала человека по своему подобию.

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, увидев раз, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнуть к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом» (11,266).

Свойственна Олесе и та изменчивость настроения, которой подвержен человек, окруженный природой, то ласковой, то суровой.

Столь же колоритен и необычен и облик Суламифи. Конечно, Куприн в изобилии использует здесь приемы стилизации под «Песнь песней», и это делает портрет Суламифи по-своему завораживающим, очень живописным:

«... Вот ты засмеялась, и зубы твои – как белые двойни ягнят, вышедшие из купальни, и не на одном из них нет порока. Щеки твои – точно половинки граната под кудрями твоими. Губы твои алы – наслаждение смотреть на них. А волосы твои... Знаешь, на что похожи твои волосы? Видала ли ты, как с Галаада вечером спускается овечье стадо? Оно покрывает всю гору, с вершины до подножья, и от света зари, и от пыли кажется таким же красным и таким же волнистым, как твои кудри. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима. О, как ты красива! Шея твоя пряма и стройна, как башня Давидова!..» (IV, 272). Конечно, в описании прелести Суламифь, надо сделать скидку на то, что этот портрет был увиден глазами влюбленного в нее человека – Соломона. Но все же это не умаляет художественного мастерства Куприна.

Иногда даже по незначительному портретному штриху мы можем судить о героине, о ее характере. Например, Пашка из «Ямы» имела «миловидное» лицо, но в ее «полузакрытых глазах, всегда улыбающейся какой-то хмельной, блаженной, кроткой, застенчивой и непристойной улыбкой, в ее томных, размягченных, мокрых губах, которые она постоянно облизывает, в ее кротком тихом смехе – смехе идиотки» сквозило близкое безумие (V,32).

В заключение данной главы скажем о еще одном важном художественно-психологическом средстве создания женских образов. Это – речь героинь. Куприн всегда тщательно работал над языковыми характеристиками своих героинь. Рассмотрим это средство на примере образа Олеси, где оно проявилось с наибольшей выразительностью.

Трудность при работе над речевой характеристикой Олеси заключалась в самом характере этой героини. Какие слова вложить в уста полудикой девушки, выросшей на лоне природы, не получившей никакого образования? Как должна выражать она свои мысли и чувства, чтобы не нарушить гармоническое впечатление, произведенное этим образом?

В решении этой проблемы также сказались свойственные Куприну стремление к благородной простоте, нелюбовь к аффектации, чувство меры. Речь героини заключает в себе некоторые элементы просторечия, но без грубых и малоприятных местных слов. Лексика Олеси отличается разнообразием, гибкостью и удивительной точностью, конкретностью. В сцене гадания писатель сохраняет некоторые черты слога, которыми пользуются гадалки, но Олеся избегает готовых, закостеневших фраз, вроде: «Всегда живописуй, а не веди полицейский отчет»76. Художественно-психологические средства, которыми пользуется Куприн для создания женских образов, и служат более живой, естественной обрисовке характеров и поступков его героинь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышеизложенному, можно с уверенностью отметить, что в повестях писателя, да и вообще в любовной прозе, произошла эволюция, непрерывный процесс изменения и углубления мастерства Куприна - художника, Куприна - психолога. Одним словом, налицо эволюция темы любви, эволюция женского характера.

Важно понять, от «Чего», к «Чему» и через «Что» прошла эта эволюция, каким образом Куприну удалось достигнуть тех высот мастерства, изобразительной мощи и светлого гуманистического пафоса, какие доступны лишь великим талантам77.

Творчество А.И. Куприна противоречиво. Романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей противостояли в его произведениях циничному глумлению над чувством, живописанию разврата.

Пройдя еще в детстве через ряд разнообразных жизненных испытаний, принужденный приспособиться к жестокой среде, Куприн сберег в душе способность причинять боль, сохранил в чистоте бескомпромиссный гуманизм, обостренную жалость к страдающим людям. Будучи уже грубовато-здоровым, взрослым, жизнерадостный Куприн поражает нас своей беззащитной решимостью, своей способностью болезненно остро переживать любую несправедливость, тонкость душевной организации. В своей поздней любовной прозе писатель остается чутким к страданиям, мечтательным ребенком, заточенным в мрачные казарменные стены. Все купринские герои с хрупкой душой попадают в жестокий мир. Поэтому противоречивость и некоторые заблуждения в творчестве писателя можно объяснить растерянностью, неуверенностью и непониманием происходящего в ту эпоху, в которую он творил.

Шаг за шагом А.И. Куприн воскрешает в своем творчестве высокий строй чувств, который был присущ произведениям писателей «золотого» века, создавших вдохновенные гимны любви. Куприн добивался необычайной силы и искренности эмоций, свойственных героям его повестей. Прославлению великого «дара любви», чистого, бескорыстного чувства посвящены как ранние, так и поздние произведения писателя. Куприн-художник доказал, что истинная любовь раскрывает богатые возможности натуры, вдохновляет на добрые дела.

Необходимо отметить, что художник всматривается в самые глубины человеческой натуры и подмечает в людях те драгоценные черточки, которые предстоит еще взрастить, очеловечить, очистить от накипи дурных наслоений. А.И. Куприн ставил актуальные вопросы о необходимости нового гуманизма, о раскрепощении человеческой личности, о создании свободного общества. Но реальных путей к их осуществлению писатель не видел. Ни в духовных исканиях героев, ни в сюжете книг, ни в авторской позиции - нигде не виден реальный мостик, связывающий настоящее с будущим. Куприн вместе со своими героями возлагает надежды на развитие человеческого духа и величие разума человека.

А.И. Куприн был певцом чистой, здоровой любви, певцом искренним и истинным. Он всегда и всюду благословлял любовь, посылал «великое благословление всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине»78.

Женские образы занимают в прозе Куприна значительное место. Женщина, по Куприну, есть воплощение красоты, гармонии, жизни, любви. И вместе с тем именно женщина является своеобразным «барометром», по которому определяется состояние социальной среды. То, какое место занимают представительницы прекрасного пола в обществе, с

какими проблемами они сталкиваются, какие функции выполняют, характеризует данный социальный строй, в котором они живут. Основное предназначение женщины, по Куприну, – любить, дарить свое тепло, быть рядом. Если же есть отступления, значит, общественная система слишком несовершенна, а, может быть, даже и уродлива.

На протяжении всего своего творческого развития, писатель очень большое значение придает исследованию женского характера. Он все глубже, все серьезнее проникает в психологию женщины, пытается разобраться в причинах, оказывающих влияние на формирование ее личности. Кроме того, Куприн ищет свой идеал женщины. Ближе всего к нему оказываются две героини – Олеся и Суламифь. Самому Куприну больше нравился даже образ первой, так как казался более живым, естественным, непосредственным и отвечал требованиям писателя к русской женщине.

Всех своих героинь автор подвергал самому серьезному испытанию -испытанию любовью. Далеко не все его выдерживали, но автор, скорее всего, не винит в этом женщин. По его мнению, всему виной те социальные обстоятельства, в условиях которых они существуют. Волей-неволей им приходится подстраиваться под них. И лишь самые сильные, смелые, цельные, непосредственные натуры способны противостоять злому и жестокому обществу, спасти свою любовь. Это особый тип женщин, которым любуется и восхищается Куприн.