Смекни!
smekni.com

Эволюция темы любви в прозе А.И. Куприна (стр. 24 из 25)

53. Ошарова Т. Куприн в работе над финалом «Поединка»// «Русская литература», 1966, номер 3.

54. Павленко Б. Голос в пути: Рассказы, воспоминания, очерки. - М., 1952.

55. Паустовский К. Поток жизни (Заметки о прозе Куприна). – В собр. соч. в 8 т.Т. 8.

56. Павловская К. Творчество Куприна, автореферат, Саратов, 1955.

57. Плоткин Л. Литературные очерки и статьи. «Советский писатель», Л., 1958.

58. Полоцкая Э. Реализм Чехова и русская литература конца XIX- начала ХХ века (Куприн, Бунин, Андреев). В кн.: Развитие реализма в русской литературе, в 3-х томах. Т. 3. - М., «Наука», 1974.

59. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для уч-ся 11кл. сред. шк. В 2-х частях. Л.А. Смирнова, A.M. Турков,

A.M. Марченко и др.; под ред. Ф. Кузнецова - 2-е изд., доп. - М., Просвещение, 1994.

60. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях, ч. 1 (А-Л). М., Просвещение, 1990.

61. Телешов Н.Д. Записки писателя. - М., 1948.

62. Теория литературы в 3-х кн. М., «Наука», 1964.

63. Ученые записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. А. Герцена.

Каф. рус. литературы. – Л., 1939.

64. Цветаева М.И. Неизданное. Сводные тетради. Подгот. текста, предисл. и прим. Е Б. Коркиной и И.Д. Шевеленко. - М., Эллис лак, 1997.

65. Чехов А.П. Цветы запоздалые. В полн. собр. соч. и писем в 30 томах. М., «Наука», 1974.

66. Чуковский К. Куприн. - В кн.: Корней Чуковский. Современники. Портреты и этюды. М., «Молодая гвардия», 1963. 72. Яголим Б.С. Комета дивной красоты. - М., 1970.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Да святится имя твоё»

Урок-6еседа «Теми любви в творчестве А. И Куприна» (11 класс)

Произведения Л. И. Куприна (1870) прочно вошли в программу для 11-го класса. Особое место среди них занимают «Молох», «Поединок» и «Гранатовый браслет», затрагивающие острые социальные нравственные проблемы. Монографическое изучение этих произведений приобщает уча-щихся к художественному миру Куприна, создавая представление о непреходящих общечеловеческих ценностях. И всё же, нам кажется, разговор об этих ценностях будет неполным, если обойти такие произведения, как «Олеся» и «Суламифь», в которых мощно звучит тема возвышенной любви.

В беседе (в такой форме проводятся занятие) принимают участие учащиеся, заблаговременно подготовившиеся к ней.

У ч и т е л ь. А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь»,— объединённых этой прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и расчётливом мире («Гранатовый браслет»).

Приступая к анализу повести «Гранатовый браслет» (1911), необходимо кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нём, понять обстоятельства трагической любви «маленького человека», почувствовать время, в рамках которого происходят события повести.

Ученик. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадёжная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюблённым подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «А — почём знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

Учитель. Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой половины XIX в. Николая Ленау, которое имеет связь с содержанием повести «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть...Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова!

Как свет застенчивый лампад!

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд!

Небесный взгляд ее бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюбленного телеграфиста.

И всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Эго поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё».

Ученик Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» — чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Учитель. Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: «Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Жёлтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. теперь губернатор в Вильне)».

Ученик. Так что же всё-таки любовь? В повести Куприна старик-генерал Аносов ратует за сильную любовь, которая «заключает весь смысл жизни — всю вселенную!» Любовь и вселенная — это же абстракция! -

Учитель! Не совсем так. Любовь не может быть изолированной. Она проявляется во всём спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. И не только земного. Возможно, поэтому влюблённые часто обращают свои взоры к звёздному небу. Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно заключительным стихом каждой из трёх частей «Божественной комедии» сделал слова: «Любовь, движущая солнцем и прочими звёздами».

А теперь давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте повести слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Попытаемся сформулировать их.

Ученик. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».

Второй ученик. Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. «Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?» — тихо спросила Вера. Ответ старика был отрицательным.

Таким образом, мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не придаваясь мимолётным страстям и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал.

Учитель. А. М. Горький, который ранее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна... Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература!»

Чем объясняется, по-вашему, такая оценка?

Второй ученик. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего сословия», проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.

Третий ученик. Автор показал, как буржуазный Молох врывается в «святая святых» человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и естественность.

Учитель. Итак, повесть «Гранатовый браслет»— подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. В письме к Ф. Д. Батюшкову (1986) он утверждает: «Любовь — это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего «Я». Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести - «Олеся» (1989). Давайте вспомним сюжет этого произведения.

Ученик. Написана повесть сразу после знаменитого «Молоха», в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками. События, изображенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести — Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы - полесской девушкой Олесей. Красота «больших, блестящих темных глаз, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий, подвижный ум» Олеси поморили сердце Ивана Тимофеевича.