Смекни!
smekni.com

Фитотерапия в СССР (стр. 3 из 8)

В этих рукописях приводилось тоже около тысячи названий растений, давались советы изучать и осваивать флору своей местности. Переводчики опускали некоторые средства и способы лечения и делали дополнения с учетом особенности русской природы и опыта отечественного врачевания.

Сохранился перевод с польского языка сочинения краковского профессора Симона Сирениуса (XVII век) с рисунками растений, сделанными пером, объемом около 400 листов. Рукопись содержит подробное описание растений, времени и места сбора, способов их медицинского применения.

Аптекарский приказ, созданный первоначально как придворное учреждение, после перерыва в течение смутного времени был восстановлен в середине XVII века и стал государственной организацией по обслуживанию медицинской помощью не только царского двора, но и войска. Аптекарский приказ выполнял также функции по сбору, розыску новых и разведению лекарственных трав.

В XVII веке, судя по сохранившимся рукописным лечебникам и спискам среди собираемых Аптекарским приказом лекарственных трав, наиболее часто

встречались следующие растения: аир — корневище; береза — лист, почки, сок; борщевик — трава; вахта (трифоль) — лист; донник — трава; дуб — кора, желуди; дягиль — корень; земляника — лист, ягоды; зоря (любистик) — трава; иссоп — трава; калина — кора, ягоды; липа — цветы; лопух — корневище; лук — луковица; можжевельник — ягоды; мята кудрявая — лист; пион — корень; полынь — трава; подорожник — лист, семена; редька — корень; тополь — почки; тысячелистник — трава; хвощ — трава; хрен — корень; черемуха — цвет, листья; чеснок — луковица; шалфей — лист.

В «Сборнике» русского археологического общества» (В. Л. Ламанский, 1861) имеется несколько чертежей Аптекарского приказа с нанесенными на них огородами и садами, где культивировались лекарственные растения. Большое внимание в них уделялось шиповнику (называвшемуся своробори-ной), который предназначался для лечения его плодами раненых и больных цингой во время военных походов, а также стрельцов, находившихся в отдаленных гарнизонах.

Иностранные врачи, жившие в Москве в то время, говорили, что «московские лекари покорены прелестью лука и чеснока» (А. В. Пруссак, 1953).

Большинство растений, применявшихся Аптекарским приказом, признано современной научной медициной, которая подтвердила их лечебную ценность, нашла в них ряд активно действующих веществ и, в частности, установила механизм действия «прелести» лука и чеснока.

При Аптекарском приказе была организована школа, которая готовила первых русских врачей. В 1654 г. в ней обучалось 30 стрельцов, часть которых позднее была направлена в стрелецкие полки. В приказе собиралась специальная литература на славянском и иностранных языках, видное место занимали в ней русские травники (М. Шегели, Д. Ястржемский).

В 1673 г. в Москве была открыта вторая аптека с вольной продажей «всяких чинов людям». При гражданском госпитале у Никитских ворот несколько позднее была открыта еще одна аптека. В это время начинали работать аптеки и в некоторых других городах. Одновременно создавались специальные аптекарские сады для выращивания лечебных трав. Сады эти были разбиты на правом берегу реки Неглинной, вдоль современной Моховой улицы, у Мяс-ницких ворот, в Немецкой слободе.

В древней Руси наряду с использованием богатейшей национальной флоры применялись многочисленные «зелия врачевьские», завозимые из других стран и городов, как Александрия, Багдад, Египет, Эфиопия, Аравия, Персия, Греция, Венеция, Сицилия. Наибольшим предпочтением на Руси всегда пользовались индийские «зелия». Среди других групп лекарственных средств, доставляемых из Индии, средствам растительного происхождения принадлежало важнейшее место. Наибольшим спросом пользовались индийские пряные вещества: гвоздика, черный перец, кардамон, мускатный орех, «ирной корен», или аирный, которые применялись и как лечебные средства. Немало известных в Индии и на Руси лечебных средств описано Афанасием Никитиным в его путевых заметках «Хождение за три моря».

Лекарственные травы в Москве и других городах продавались в зелийных лавках, которые упоминаются в некоторых исторических документах, относящихся к XVI веку. Владельцы зелийных лавок, являвшихся первыми аптечными учреждениями на Руси, изучали качество и лечебные свойства растений, которыми они торговали, и некоторые из них были составителями рукописных лечебников — травников.

Сбор и использование отечественных лекарственных растений получили более широкое развитие при Петре I. В 1701 г. он издал указ об организации в Москве 8 частных аптек; указом его от 11 февраля 1714 г. в Петербурге был организован аптекарский огород, существующий в Ленинграде и ныне на том же месте как Ботанический сад Академии наук СССР.

Петр I собственноручно сеял лекарственные травы в огороде и приказал присылать туда семена их из других городов.

Аптекарские сады, как известно, существовали на Руси уже давно. С созданием же аптекарского огорода в Петербурге в нашей стране наряду с культивированием лекарственных растений начались уже систематические научные работы по их изучению.

Открытая при Академии наук типография напечатала в 1732 г. в «Комментариях» академии первую печатную статью о лекарственных растениях. Это была краткая заметка И. X. Букобаума о лечебном применении ягод жимолости. В дальнейшем число печатных работ, посвященных растениям, применяемым с лечебной целью, значительно возрастало. А. Т. Болотов (1738— 1833) в своем журнале «Экономический магазин» поместил около 500 статей по лекарственным растениям.

В 1718 г. была послана специальная экспедиция в Сибирь для изыскания лекарственных растений. В 1754 г. Медицинская канцелярия, преобразованная из Аптекарского приказа, в одной из своих инструкций предписывала лекарственные растения «из чужих краев уже не выписывать».

Передовые русские ученые положительно оценивали русский народный опыт врачевания травами и считали необходимым всемерно использовать для лечения растения, в первую очередь отечественные.

Великий русский ученый М. В. Ломоносов, которому мы во многом обязаны развитием русской медицины, в своем известном письме к И. И. Шувалову 1 сентября 1766 г., излагая основные государственные задачи о «... сохранении и размножении российского народа», писал о необходимости использования народных лечебных средств, подчеркивая: «...при этом не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют». М. В. Ломоносов правильно оценил значение свежих ягод и овощей для предупреждения цинги.

Ученик М. В. Ломоносова, один из первых русских академиков, солдатский сын И. И. Лепехин (1740—1802), также внесший крупный вклад в развитие русской медицины, особенно интересовался целебными свойствами трав, употребляемых простым народом. В статье «О домашних средствах, простым народом в болезнях употребляемых» (1782—1783) он пишет: «...лучше лекарственные средства не умствованием врачей, но употреблением простолюдинов открыты были», и подтверждает это многими примерами.

И. И. Лепехин внимательно изучал народную медицину, проверял рекомендуемые ею средства, отбрасывал неверные, пропагандировал средства, оказывающие пользу. Он описал 600 видов растений, имеющих лечебное и хозяйственное значение. В частности, он отметил свойства мяты: «Она поправляет слабость желудка, утоляет тошноту, вызывает аппетит, может быть использована как мочегонное средство».

Путешествуя по России, И. И. Лепехин тщательно собирал сведения о местной народной медицине. Сохранился «лечебник», куда он заносил данные народной медицины о целебных свойствах различных трав. В нем описано 30 растений, из которых многие используются в современной медицине, такие, как жостер, мать-и-мачеха, девясил, «богороцкая» трава, серпуха, чемерица, истод, осока песчаная, крушина ломкая, чистотел, горечавка полевая, золототысячник, вахта трехлистная, полынь горькая и др. (Т. А. Лукина, 1965).

И. И. Лепехин писал, что в районе Тюмени ему не приходилось видеть крестьян, больных цингой, потому, по его мнению, что как взрослые, так и дети пили соки березы, сосны и ели.

Во время путешествий он отмечал отсутствие медицинской помощи в селах и многих провинциальных городах и поэтому считал необходимым создание лечебника для народа. В «Дневных записках» он писал: «Я разумею такое наставление, чтобы всякий крестьянин мог довольствоваться простыми былиями, на их полях растущими, чтобы слог был простой и внятный, травы природными бы изъяснены были наименованиями, а важнейших трав живые изображения, с которыми бы всяк живую траву сравнить мог. Не великий из того произойдет убыток, когда отдаленные места такими наставлениями снабжены будут даром ...».

В трудах И. И. Лепехина широко пропагандируется необходимость изучения отечественной лекарственной флоры, всемерного ее использования в лечебной практике и замены ею лекарственного сырья, привозимого из других стран. Он предлагал отказаться от иноземных трав не только из патриотических побуждений.

И. И. Лепехин высказал мысль, что для лечебных целей надо пользоваться не чужими, привезенными из далеких стран растениями, а местными, растущими в той среде и в тех условиях, которые окружают больного.

Современники И. И. Лепехина, известные русские путешественники и первые русские академики С. П. Крашенинников и П. С. Палас во время своих путешествий по России также изучали и описывали народные лечебные средства. В частности, ими была отмечена эффективность черемши (дикий чеснок) при лечении цинги. С. П. Крашенинников в своем основном труде — итоге его путешествий в сороковых годах XVIII столетия — «Описание земли Камчатской»— отметил, что «...оная черемша из-под снегу выйдет, то жители цинготной болезни не опасаются». Это средство от цинги «за действительное признала вся камчатская экспедиция».