Смекни!
smekni.com

Фитотерапия в СССР (стр. 7 из 8)

В отечественной народной фитотерапии уже издавна применялись для лечения и профилактики не только фруктовые соки, но и соки многих лекарственных растений. Соки деревьев (березы, липы, дуба, плодовых деревьев) охотно пьют и многие животные, птицы, насекомые.

Издавна использовались соки: деревьев — березы, клена, ели, сосны; плодов — яблок, граната, лимона, тыквы; ягод — земляники, калины, жостера, рябины, барбариса, брусники, клюквы, можжевеловых ягод, арбуза; трав — одуванчика, крапивы, подорожника, кресс-салата, чистотела, мяты, мать-и-мачехи, тысячелистника, пастушьей сумки, полыни, вероники, пустырника, дурнишника, клевеоа, омелы; листьев — капусты, алоэ, ложечной травы, цикория; корней — одуванчика, аира, редьки, хрена, свеклы, моркови, чеснока; клубней картофеля, цветков календулы и других растений.

Соки некоторых растений сгущались и высушивались и в таком виде применялись. Сабур, например, — сгущенный и затвердевший сок алоэ — использовался при туберкулезе легких, нарывах, головных болях и многих других болезнях. Порошком из высушенного сока сосны засыпали раны. Черемуховый клей применялся при поносах. Сок полыни горькой использовался как ранозаживляющее средство.

Соки готовили из трав, когда они были в полном цвету, и использовали не позже чем через день после сбора. Принимать их рекомендовалось в среднем по 80—120 г ежедневно.

Как профилактическое и лечебное средство соки лекарственных растений при многих заболеваниях имеют не меньшее (а скорее большее) значение, чем фруктовые соки. В настоящее время доказана терапевтическая ценность соков подорожника и капусты, и они разрешены к производству Фармакологическим комитетом.

Характерным для русской народной фитотерапии следует считать и разностороннее использование с лечебной целью не только собственно лекарственных растений, но и пищевых: льна, конопли, хмеля, мака, лука, чеснока, капусты, свеклы, редьки, хрена, картофеля, тыквы, арбуза, моркови, а также использование с лечебной целью пряных пищевых растений: гвоздики, кардамона, имбиря, мускатного ореха, «ирного» (аирного) корня, шафрана и другие пряности.

В Советском Союзе произрастает более 150 различных пряных растений. Аромат их создают сложные (до 200 компонентов) смеси пахучих веществ, часть которых обладает бактеоицидными свойствами.

О пряных растениях Н. М. Максимович-Амбодик писал: «Их запахи и вкусы явственно оживляют и ободряют телесные чувства здоровых и недугом одержимых».

Гвоздика рекомендовалась при слабости зрения и импотенции, при заболеваниях желудка, особенно при поносах, а также печени и сердца. Кардамон назначали в качестве горечи при ослаблении деятельности желудка и метеоризме. Имбирь в прежнее время был одним из весьма популярных средств народного врачевания: его применяли при четырехдневной перемежающейся лихорадке, а также как возбуждающее аппетит средство и при метеоризме. Мускатный орех, ценившийся очень высоко на русских рынках, использовался как мочегонное средство, ароматическим свойствам этого ореха приписывали способность возбуждать «усталых и печальных больных», «обвеселяя им сердце». Аирный корень применялся против малокровия, желтухи, болезней почек и главным образом как средство, повышающее аппетит, а также и при расстройствах кишечника.

В старину в качестве приправы к жирным блюдам (особенно к жареному гусю) применяли полынь. Горечь этой травы увеличивает слюноотделение, выделение желудочного сока, тогда как действие жира — обратное действие полыни. Полынь возбуждает аппетит и усиливает деятельность пищеварительных органов и, следовательно, улучшает обмен веществ, нейтрализуя влияние жирной пищи.

Народная фитотерапия использовала для лечения главным образом дикорастущие растения. В современной медицине значительно возросло использование культурных растений, в которых содержание отдельных действующих веществ, конечно, возросло.

Однако это обстоятельство нельзя огульно, во всех случаях, считать показателем, снижающим эффективность терапии дикорастущими растениями по сравнению с культурными.

Выращенные растения с большим и иногда рекордным показателем содержания в них определенных действующих веществ, что желательно при использовании растений в качестве сырья для химико-фармацевтической промышленности, в ряде случаев пока уступают по лечебному эффекту аналогичным дикорастущим лекарственным растениям.

Так, дикорастущая малина более ароматна, менее водяниста, лучше подвергается сушке и сохраняет свою форму и внешний вид, чем садовая. Поэтому для лечения предпочтительно использовать лесную малину.

Обращает на себя внимание тот факт, что дикорастущие растения более устойчивы к болезням, сельскохозяйственным вредителям и неблагоприятным климатическим условиям, чем культурные.

Дикие сорта растений, как правило, богаче аскорбиновой кислотой и эфирными маслами, чем культурные. Дикорастущие калина, рябина и другие растения дают более устойчивые урожаи, чем культурные плодовые деревья.

Следует отметить и то обстоятельство, что за последние десятилетия в деле культивирования растений большое место занимает применение ядов для повышения урожайности, в той или иной степени не безвредных для человеческого организма. Дикорастущие же растения меньше и реже подвергаются обработке ядохимикатами.

В настоящее время медицина располагает большим количеством способов введения лекарств в организм больного — пероральным, ректальным, накожным, подкожным, внутримышечным, внутривенным, внутриартериальным, интракардиальным и др. Кроме того, лекарства вводятся под конъюнктиву, под слизистую оболочку, в спинномозговой канал, внутрикостно и пр.

Народные фитотерапевты тоже изыскивали и применяли самые разнообразные, подчас оригинальные, способы использования лекарственных растений, проявляя при этом недюжинную смекалку и изобретательность.

Так, в Древнем Риме пиршественные столы натирали свежей мятой, ибо считалось, что аромат мяты способствует жизнерадостному настроению; носили венки из мяты, полагая, что запах мяты возбуждает работу мозга. Современной медициной установлено, что ментол, главная составная часть мяты, применяемый наружно, обладает обезболивающим действием при невралгических болях, мигрени.

Жители Жиронды (Франция) изготавливают чаши из толстых ветвей плюща, наливают в них вино, которое, постояв в ней, оказывает лечебное действие при коклюше во всех возрастах.

В русской народной медицине шишками хмеля с характерным хмелевым запахом набивали подушки, считая, что это средство помогает от бессонницы. С этой же целью под подушки клали цветы мака и других трав.

Для лечения ревматизма и подагры рекомендовалась так называемая лесная шерсть: иглы сосны вымачиваются в воде, после чего с них сходит плотный слой и остаются эластичные нити, которые высушивают. Ею набивают тюфяки или маленькие подушки и накрывают больных.

Русские лечцы закладывали в кариозную полость зуба цветок гвоздики. Современные одонтологи в этих случаях применяют препараты гвоздики — эвгенол, гвоздичное масло.

Пух кипрея (иван-чая), льняная или конопляная пакля использовались как вата. С этой же целью применялся камыш, издавна ценившийся как «порезная трава»: с камыша сдирали верхний слой и ногтем вынимали белоснежную сердцевину, напоминающую вату; приложенная к ране, она оказывала кровоостанавливающее действие. В Белоруссии с этой же целью использовался белый мох, который хорошо впитывает гной и способствует быстрому заживлению ран.

Как перевязочные средства использовались пушистый жабник полевой вместо корпии, жгучий и красноватый сок медуницы заменял йод. Тонкие, самоотделяющиеся слои бересты служили пластырем для лечения ран и чирьев.

Толченой березовой корой присыпались гниющие раны; пеплом сожженной медуницы присыпали кровоточащие места для остановки кровотечения; сосновая и еловая смола считалась вытяжным средством; свежими ветвями крапивы секли парализованные члены; смолотый в порошок березовый уголь давали при вздутии «утробы» (при метеоризме); из золы высохшей на корню черемухи приготавливали щелок, которым лечили обмороженные руки и ноги; лютик едкий заменял шпанские мушки; корни хрена употреблялись как горчичники; «льняная мука», насыпанная в полотняные мешочки, поочередно опускаемые в кипяток, прикладывалась к больным местам, заменяя грелку.

Лекарственные растения использовались для курения: трава одуванчика — от кашля, порошок из листьев мать-и-мачехи — при одышке и затрудненном дыхании, семена дурнишника обыкновенного — при туберкулезе легких, трава эфедры — при астме. Дым от сжигания смоченного водой багульника давали вдыхать детям при коклюше. В этих случаях окуривалось и помещение, где находился больной ребенок.

Некоторые лекарственные растения, такие, как корневища аира, плоды кориандра и др., применялись в обсахаренном виде, что особенно оправдывалось в детской практике.

Народная фитотерапия стремилась наиболее полно использовать растения, все их части, даже уголь, пепел и дым от сжигаемых растений, и вводить в организм человека природные лекарственные вещества самыми разнообразными способами.

Современная наука подтвердила лечебные свойства большинства растений, которые «употреблением простолюдинов открыты были», уточнила и во многих случаях расширила область их применения.

Советские ученые (ВИЛАР) считают, что сок белокочанной капусты сможет заменить хирургический нож и лечить некоторые формы язв, в частности язву желудка и двенадцатиперстной кишки.

Швейцарские ученые показали, что морские свинки гораздо лучше переносят общую рентгенизацию тела, если в диету введена капуста. Это наблюдение подверглось обстоятельной проверке двух американских ученых и подтвердилось.

Как установлено, капуста содержит аскорбиновую кислоту (свежая, хорошего качества белокочанная капуста содержит этого витамина столько же, сколько апельсины и лимоны), витамины группы В, кобальт, медь, цинк, магний; она богата солями кальция, калия и особенно фосфором. В ней найдены 16 аминокислот и витамин U, способствующий заживлению язв желудка и двенадцатиперстной кишки. В сырой белокочанной капусте содержится тартроновая кислота, обладающая свойством предупреждать ожирение.