Смекни!
smekni.com

Этапы становления эндокринологии в России (стр. 5 из 13)

Н.А. Шерешевский разработал методы клинического применения антитиреоидных препаратов. Н.А. Шерешевскому принадлежит также приоритет в описании синдрома, обусловленного аномалией половых хромосом (синдром Шерешевского – Тернера) (1925г.). Работы А.А. Войткевича и Б.В. Алешина легли в основу изучения нейрогормональных взаимосвязей при эндокринных нарушениях. Б.В. Алешин расширил также представления о патогенезе эндемического и спорадического зоба. С.Г. Генес и Е.Я. Резнецкая разработали физиологическую диету для таких больных.

С.Г. Генес изучал влияние гипогликемии на нервную систему, а также роль изменения обмена веществ в мышцах и печени в механизме возникновения инсулиновой гипогликемии. Большое значение имеют также работы С.Г. Генеса по изучению механизма действия сахарпонижающих сульфаниламидных препаратов.

Исследованиями Н.М. Иценко, Б.Н. Могильницкого, Е.А. Васюковой, Е.И. Тараканова и др. установлен гипоталамо-гипофизарный характер ряда эндокринных заболеваний, которые ранее относили к чисто "гипофизарным".

Б.Н. Могильницкий (1925), основываясь на секционном материале, говорил об участии в генезе адипозо-генитальной дистрофии вегетативных центров межуточного мозга. В клинике нередко наблюдаются типичные картины адипозо-генитальной дистрофии, где прижизненно никаких данных за поражение гипофиза не обнаруживается, а на секции имеются изменения в гипоталамусе.

Н.М. Иценко в 1925 г. обнаружил на секции изменения в системе гипофиз – серый бугор и описал заболевание гипофиза и межуточного мозга. Впоследствии оно было названо болезнью Иценко-Кушинга, т.к. в 1932 г. заболевание с подобной клинической картиной описал Х. Кушинг, показавший, что причиной возникновения этого заболевания являются опухоли гипофиза. Кушинг патогенетически увязал синдром с базофильной аденомой передней доли гипофиза. Симптомокомплекс болезни у обоих авторов в основном тождествен. Имеется лишь разница в понимании каждым из них патогенетической сущности. Кушинг считал, что болезнь обязана своим происхождением базофильной аденоме гипофиза, которую он обнаружил на секции в наблюдаемых им случаях. У больных же, описанных Н.М. Иценко, кроме симптомов, отмеченных Кушингом, видное место занимали нейровегетативные явления. У некоторых больных болезнь начиналась именно с них. Н.М. Иценко указал, что речь идёт о межуточно-гипофизарном заболевании с первичным поражением гипоталамуса.

Исследования Е.А. Васюковой особенно обогатили эндокринологию по вопросам этиологии, патогенеза, клиники и лечения болезни Иценко – Кушинга, акромегалии и сахарного диабета. Е.А. Васюковой внесён существенный вклад в разработку методов диагностики и лечения гипоталамо-гипофизарной системы.

Из экспериментальных работ, посвящённых половым железам, большое значение имели исследования Я.Д. Киршенблата по физиологии яичников. Им были получены ценные данные о нервных механизмах регуляции функций яичников и роли ядер гипоталамуса в этой регуляции, о действии на яичники гормонов коркового вещества надпочечников и щитовидной железы.

Л.Н. Карлик, Камос и Русси на основании своих экспериментальных данных пришли к выводу, что гипофизэктомия без повреждения межуточного мозга не вызывает полиурии и что возникающая при гипофизэктомии полиурия зависит от повреждения гипоталамуса, которого трудно избегнуть при операции. Ведущую роль, по мнению А.Н. Карлика, в патогенезе экспериментальной полиурии играет серый бугор, в котором дегенеративные изменения наблюдались в тез случаях, когда при гипофизэктомии наступала полиурия. Разрушая заднюю долю гипофиза, А.Н. Карлик всегда находил изменения в гипоталамусе. Вместе с тем, перерезая супраоптико-гипофизарный тракт, он получал у кошек полиурию. Вскрытие животных через несколько месяцев после операции показало значительную атрофию задней доли гипофиза и супраоптического ядра. Таким образом, несахарный диабет, считавшийся ранее гипофизарным заболеванием, стал расцениваться как результат поражения гипоталамуса.

В 1940 г. В.И. Акимов и М.Р. Вебер опубликовали монографические труды, посвящённые базедовой болезни и фиброзному тиреоидиту (зобу Риделя).

Всеволод Иванович Корхов (1895 – 1968) – доктор медицинских наук, профессор, изучал хирургическую эндокринологию в России. В 1940 г. В.И. Корхов защитил докторскую диссертацию на тему "Почечные и костные формы гиперпаратиреоза". В.И. Корхова всегда интересовали вопросы онкологии и эндокринологии. В руководимую им клинику направлялись для хирургического лечения больные с эндокринными заболеваниями из разных городов России. В 1961 г. В.И. Корхов принял участие в Международном конгрессе хирургов в Дублине, где выступил с докладом на тему "Гиперпаратиреоидизм и его хирургическое лечение". В.И. Корховым были опубликованы 90 научных работ, из них 4 монографии. Среди основных его работ были: "О диагностике и лечении паратиреоидных эндокринопатий" (1957), "Об опухолях некоторых эндокринных органов" (1958), "Результаты паратиреоаденомэктомии" (1958), "Хирургия тиреопатий" (1960), "Об эндокринных нарушениях функции мозгового слоя надпочечников" (1963), "Вопросы хирургии эндокринологии" (1967).

Получены интересные данные о нейросекреции гипоталамуса (Е.И. Тараканова, В.В. Алёшин, А.А. Войткевич, И.И. Дедов и др.). Гонадотропная функция гипофиза регулируется гипоталамусом, где локализуются циклический и тонический центры (В.Н. Бабичев), функция которых имеет большое значение в нормальной деятельности половых желез.

Общие закономерности регуляции эндокринных функций у млекопитающих установлены в фундаментальных исследованиях Б.В. Алёшина. Показано, что субстратом единства нервной и эндокринной систем являются нейросекреторные клетки гипоталамуса, совмещающие свойства нервных и эндокринных клеток. Этим обусловливается способность гипоталамуса координировать нервные и гормональные механизмы регуляции висцеральных функций. Единство и целостность организма, как и обеспечение его гомеостаза, в значительной степени определяются двойственным характером влияния факторов, регулирующих как деятельность самого гипоталамуса, так и контролируемых им эндокринных функций. Двойственность гипоталамо-гипофизарного комплекса заключается в расчленении его на две относительно обособленные системы – гипоталамо-нейрогипофизарную и гипоталамо-аденогипофизарную. Гомеостатическим механизмом, способствующим сохранению равновесия секреции аденогипофизотропных гормонов, является одновременное и однонаправленное изменение концентраций антагонистических нейроаминов. Полученные данные оказались важными в теоретическом отношении и открыли широкие возможности для понимания патогенеза ряда эндокринных заболеваний. Монография Б.В. Алёшина "Гистофизиология гипоталамо-гипофизарной системы" удостоена Государственной премии УССР (1973 г.).

Весомый вклад в развитие эндокринологии внёс Олег Владимирович Николаев (1903 – 1980). Крупный хирург-эндокринолог, профессор, заслуженный деятель науки России. О.В. Николаев с 1931 по 1974 г. возглавлял хирургическое отделение Института экспериментальной эндокринологии. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. О.В. Николаев был хирургом-консультантом эвакогоспиталя г. Челябинска (1942). О.В. Николаев опубликовал свыше 250 научных работ, в том числе 10 монографий, посвящённых различным вопросам хирургической эндокринологии: разработке хирургического лечения болезни Иценко – Кушинга, опухолевых заболеваний коры и мозгового слоя надпочечников, инсулинпродуцирующих опухолей поджелудочной железы, первичного гиперпаратиреоза. В 1951 г. им предложен метод хирургического лечения диффузного токсического зоба – субфасциальная субтотальная резекция ЩЖ с оставлением медиальных участков ткани железы в трахеопищеводных бороздах. Методика операции по Николаеву завоевала признание как доступная широкому кругу хирургов, технически несложная и предупреждающая специфические осложнения, связанные с повреждением возвратных нервов. О.В. Николаев был главным редактором журнала "Проблемы эндокринологии и гормонотерапии" с 1955 по 1963 г. С 1946 г. – член правления Московского, а с 1962 г. – член президиума Всесоюзного общества эндокринологов.

Широкую известность и всеобщее признание получили работы Я.Х. Туракулова по изучению биогенеза тиреоидных гормонов в норме и при заболеваниях щитовидной железы. Я.Х. Туракулов установил, что гипотиреоз приводит к нарушению метаболизма углеводов, липидов, белков. Получены убедительные данные, свидетельствующие о значении гипофункции щитовидной железы в нарушениях репродуктивной функции женского организма.

Г.С. Степанов разработал методические приёмы выявления ранних, скрытых стадий развития гипотиреоза.

Большое значение для развития эндокринологии имеют исследования, выполненные С.М. Лейтесом, виднейшим патофизиологом-эндокринологом и метабологом нашей страны, доктором медицинских наук, профессором. С 1930 по 1933 гг. в Смоленском медицинском институте С.М. Лейтесом и его сотрудниками был выполнен и опубликован ряд работ по вопросам физиологии и патологии питания, в которых впервые показана метаболическая активность растительных масел с высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот. В Украинском институте эндокринологии С.М. Лейтес со своими сотрудниками продолжал (1933 – 1941 гг.) активно разрабатывать проблемы физиологии и патологии липидного обмена; результаты этих работ обобщены в двух сборниках "Физиология и патофизиология жирового обмена" и "Регуляция жироуглеводного обмена". С.М. Лейтес описал выявленные им феномены ауторегуляции обмена веществ и его нарушений при различных патологических состояниях. Сформулированное им в 1939 г. правило исходного состояния как фактора, определяющего направленность обменных реакций под действием различных раздражителей, получило в мировой литературе название "феномен Лейтеса". Во время Великой Отечественной войны С.М. Лейтес заведовал кафедрой патологической физиологии Алма-Атинского медицинского института и состоял консультантом эвакогоспиталей, дислоцированных в Казахстане. В этот период он опубликовал он опубликовал ряд работ, посвящённых патогенезу каузалгий и вяло заживающих ран. В 1945 г. он переехал в Москву, где по 1951 г. заведовал клинико-физиологической лабораторией Клиники лечебного питания АМН СССР и одновременно до 1961 г. руководил отделом патофизиологии Всесоюзного института экспериментальной эндокринологии; с 1953 по 1961 г. С.М. Лейтес – заместитель директора по научной работе этого института. За послевоенныей период Самуилом Моисеевичем и его сотрудниками был проведён ряд исследований, посвящённых патогенезу алипотропной жировой инфильтрации печени и экспериментальной терапии ожирения печени и сахарного диабета липотропными пищевыми факторами. Много внимания он уделял патохимической характеристике экспериментального диабета, что дало возможность выделить две его патогенетические формы: островковый (недостаточность инсулина) и тотально-панкреатический (недостаточность липокаина и инсулина). Им же убедительно показаны роль возбуждения центральной нервной системы при переходе скрытого диабета в явный и значение инсулиназы печени в механизме действия антидиабетических пероральных препаратов. Значительный интерес представляют разработки Самуила Моисеевича в области патофизиологии экспериментального и клинического ожирения; результаты этих работ обобщены в двух монографиях: "Ожирение" (1948) и "Физиология и патология жировой ткани" (1954 г.). В 1961 г. С.М. Лейтес был избран заведующим кафедрой патофизиологии Центрального института усовершенствования врачей. Здесь он продолжал экспериментальные и клинико-физиологические исследования в области патофизиологии углеводов и липидов при сахарном диабете, патологии печени, атеросклерозе, состоянии напряжения и др. Его исследования существенно расширили предстравления о патогенезе сахарного диабета. С.М. Лейтес выделил из поджелудочной железы липокаин – активный фактор, регулирующий липидный обмен.