Смекни!
smekni.com

Этапы становления эндокринологии в России (стр. 6 из 13)

В 1961 г. в СССР начало развиваться новое направление исследований – андрология. Первая крупная работа по этой проблеме, посвящённая климаксу у мужчин, принадлежит Б.А. Вартапетову.

Основателем отечественной биохимии гормонов является Н.А. Юдаев, разрабатывавший вопросы биохимии кортикостероидов (1956) и гормональной регуляции (1976). Фундаментальные исследования Н.А. Юдаева и его учеников позволили уточнить схему биосинтеза кортикостероидов и создать новое направление, занимающееся изучением выделения и синтеза нейропептидов. Крупным событием в эндокринологии того времени и в науке вообще было открытие действия стероидных гормонов на экспрессию генов, ответственных за биосинтез разных белков, первым среди которых был овальбумин – белок куриного яйца. Биосинтез овальбумина превращался после кастрации животных и возобновлялся после введения им стероидного гормона эстрогена. Н.А. Юдаев с большим энтузиазмом воспринял и приветствовал это открытие, и именно тогда появилась идея о том, что гормоны являются основными регуляторами жизненных процессов, поскольку они запускают экспрессию генов и таким образом регулируют биосинтез специфических для каждого организма белков. С этого момента Н.А. Юдаев переименовывает свою лабораторию биохимии стероидных гормонов в лабораторию механизмов гормональной регуляции и активно включается в изучение биологического действия гормонов на экспрессию генов и биосинтез белков. Этому вопросу посвящается серия публикаций его лаборатории. Первое высказывание Н.А. Юдаева о роли гормонов в регуляции жизненных процессов появилось в 1968 г.: "Благодаря успехам биохимии последних лет стало известно, что биосинтез отдельных белков определяется соответствующими участками ДНК, носящими название структурных генов. Гормоны принимают участие в регуляции образования информационных РНК и тем самым стимулируют или задерживают биосинтез соответствующих ферментов, ускоряющих или замедляющих течение биохимических процессов" ("Вызов природе". – Медицинская газета, 6 февраля 1968 г.). Эту мысль он развивает в дальнейших публикациях следующим образом: "Итак, постоянство внутренней среды организма определяется течением реакций, идущих под контролем ферментов. Построение генами ферментов и качественно, и количественно регулируется гормонами. Таким образом, обмен веществ регулируется по формуле гормон – ген – фермент. В этой цепочке главным управляющим звеном следует признать именно гормон, поскольку его поступление в кровь постоянно меняется и зависит от состояния организма и внешних условий" ("Регуляторы жизни" – Приавда, 25 октября 1970 г.). Н.А. Юдаев как учёный большое внимание уделял изучению процессов биосинтеза стероидных гормонов и регуляции функции коры надпочечников, которую он всегда считал чрезвычайно важным органом. Он очень интересовался исследованием молекулярных механизмов биологического действия гормонов на экспрессию генов и биосинтез белков и разработкой новых лечебных препаратов на основе стероидных и белковых гормонов. Кроме того, он активно занимался изучением роли гормонов в регуляции репродуктивной функции человека.

Н.А. Юдаев и Ю.А. Панков обнаружили в щитовидной железе второй гипокальциемический гормон, отличающийся от тирокальцитонина по физико-химическим свойствам и химическому строению. Они выделили из гипофизов свиней гормон β-липотропин, расшифровали его химическую структуру и определили видовые особенности. Ю.А. Панков расшифровал полную химическую структуру белковых гормонов, в частности пролактина крупного рогатого скота, молекула которого состоит из 199 аминокислотных остатков.

В научных учреждениях нашей страны синтезированы препараты: пролостоп, дистрон и др. Создан анаболический препарат силаболин, который по биологическому действию превосходит известные ранее анаболические стероиды (Н.А. Юдаев, В.П. Комиссаренко и др.). Химическим путём получены простагландины Е1, F1, 11-дезоксипростагладин. Синтезированы тиролиберин (рифатироин), брадикинин, ангиотензин, вазопрессин, люлиберин, аналоги энкефалинов и эндорфинов, нейротензин, субстанция P (Н.А. Юдаев, Е.И. Чазов, В.Н. Смирнов и др.).

На основании сравнительного исследования гомологичных белковых гормонов Ю.А. Панков и В.И. Поздняков сформулировали оригинальную концепцию о структурно-функциональной организации молекулы белковых гормонов и о существовании трёх разновидностей участков пептидной цепи, играющих различную роль в биологическом действии гормонов.

В 1964г. М.И. Балаболкиным был впервые внедрён иммунологический метод определения уровня гормона роста в сыворотке крови, в 1968 – 1969гг. им же применён радиоиммунологический метод определения гормона роста, а в 1970г. совместно с Ю.Н. Касаткиным – радиоиммунологический метод определения инсулина.

Елизавета Семёновна Драчинская (1893 – 1969) – прекрасный хирург и талантливый клиницист. Вся её творческая жизнь связана с факультетской хирургической клиникой Санкт-Петербургского медицинского института им. акад. И.П. Павлова, в которой она проработала 36 лет (1921 – 1957). Особое место в творчестве Е.С. Драчинской занимали проблемы хирургии щитовидной железы, особенно хирургического лечения диффузного токсического зоба (ДТЗ). В 1940-х годах ею была разработана методика оригинальной операции при ДТЗ. Этому предшествовала большая исследовательская работа по изучению особенностей кровоснабжения щитовидной железы. Результаты этой работы отражены в докторской диссертации "Клинико-анатомическое обоснование к резекции базедова зоба", которая была защищена в 1945 г. Е.С. Драчинская убедительно показала, что существуют многочисленные анастомозы между артериями щитовидной железы, а также между ними и сосудами соседних анатомических образований. Поэтому перевязка даже всех четырёх артерий щитовидной железы (верхних и нижних) не приводит к ишемии железы и не может рассматриваться как самостоятельное оперативное вмешательство при ДТЗ. Она предложила также отказаться от предварительной перевязки нижней щитовидной артерии как одного из обязательных этапов при операции по поводу ДТЗ. Такая перевязка, направленная на уменьшение кровенаполнения щитовидной железы, по мнению Е.С. Драчинской, не делает оперативное вмешательство более бескровным, но сама по себе может быть технически трудной и связана с опасностью повреждения возвратных нервов. Предложенный ею в 1948 г. вариант субтотальной резекции с оставлением остатка ткани в одном из верхних полюсов щитовидной железы и сегодня широко применяется в практике. Великая заслуга Е.С. Драчинской в организации оказания медицинской помощи больным с диффузным токсическим зобом. Совместно с эндокринологами в Санкт-Петербурге была создана система этапного комплексного лечения больных с ДТЗ. Е.С. Драчинская много занималась вопросами диагностики и хирургического лечения различных форм узлового нетоксического зоба и рака щитовидной железы. Результатом этой работы явились серия статей и монография (совместно с И.С. Брейдо) "Хирургия щитовидной железы" (1962).

В.П. Комиссаренко установил экспериментальные предпосылки химиотерапии заболеваний, обусловленных гиперфункцией коры надпочечников. Он обосновал патогенез инсулинового шока и гипогликемической комы и предложил препараты спленин и кортикотонин для лечения ряда заболеваний. В.П. Комиссаренко показал, что инсулиновый шок возникает не только как следствие гипогликемии, но и в результате нарушения окислительно-восстановительных процессов в клетках мозга. Впервые был установлен нешоковый характер падения артериального давления у собак под влиянием токсических доз инсулина, а также тот факт, что судороги после введения больших доз инсулина возникают в результате действия гормона на головной мозг. В исследованиях, проведённых под руководством В.П. Комиссаренко, было установлено влияние гормонов коркового вещества надпочечников и щитовидной железы на азотистый обмен, а также участие их в регуляции моноаминов в различных частях головного мозга, в первую очередь в области гипоталамуса. В результате изучения механизма действия гормонов на центральную нервную систему В.П. Комиссаренко и В.Я. Кононенко установили, что кортикостероидные, тиреоидные и половые гормоны, инсулин, гипофизарные гормоны наряду с функциональными изменениями вызывают значительные сдвиги в обмене веществ головного мозга, затрагивающие различные стороны пластического и энергетического обеспечения функции нейрона, обмена медиаторов и электролитов в нервных элементах.