Смекни!
smekni.com

Основы менеджмента (стр. 81 из 221)

ПРИМЕР 9.1

"Кодак" в борьбе против "Фудзи" применяет тактику "И я тоже"

Большая фотография величественной, покрытой снегом горы Фудзи висит в кабинете Уильяма Ф. Фоубла, главного управляющего фирмы "Кодак", отвечающего за производство. "Это — постоянное напоминание о конкуренции", — говорит Фоубл. После десятилетий пренебрежения компанией, носящей имя священной японской горы, "Кодак" в настоящее время использует по отношению к компании "Фудзи Фото Фильм" наивысшую форму лести — свое непрестанное внимание. В лабораториях "Кодака", где родилась современная фотография, исследователи методично анализируют пленки "Фудзи", стремясь раскрыть их тайну. "Это технология "и я тоже", — с отвращением говорит один из исследователей. — Мы делаем то, что делает "Фудзи". "Фудзи" стала у нас навязчивой идеей". В течение многих лет "Фудэи" продавала пленку с более яркими цветами. Исследователи "Кодака" считали, что цвета выглядят нереалистично, но вскоре они обнаружили, что пленка "Фудзи" покупателям нравится больше. В прошлом году "Кодак" выпустил серию пленок VR-G, которые отличаются такими же яркими цветами, что были открыты в "Фудзи". "Более реалистичное воспроизведение цветов — это не то, что предпочитают люди", — делает вывод Джудит А. Шван, директор лабораторий фотографических исследований фирмы "Кодак". Война дирижаблей. Однако проблема с изделиями "Фудзи" бледнеет по сравнению с усилиями по достижению производительности "Фудзи". За последний год объем продаж "Фудзи" в расчете на одного работающего составил около 370 тыс. долл., — почти в четыре раза больше, чем у "Кодака". Чтобы ликвидировать разрыв, "Кодак" изучает каждый аспект деятельности соперника. "Мы, как американцы, стараемся найти "хоумраны". Мы не обращаем внимания на "синглы"", — говорит Фоубл.

В одном случае применение "сингла" дало в результате "хоумран". На фабрике, осуществляющей операции по покрытию фотобумаги эмульсией, где дефект шириной в одну десятую человеческого волоса может привести к порче огромных рулонов бумаги, фирма "Кодак* стала использовать специалистов по обучению рабочих контролю качества по японскому образцу. Работников учили определять проблемы и находить решения своими собственными силами. Результат— за последний год фабрика повысила производительность на 20%. "Теперь, — говорит директор фабрики Роберт М. Уард, — мы обогнали "Фудзи"". "Кодак" пытается распространить этот опыт на другие фабрики.

Широко распространено стремление к увеличению производительности. В кабинете у Рональда Л. Хайдке, вице-президента фирмы "Кодак", отвечающего за производство фотопленки и кинопленки, одна стена покрыта линейными графиками, отражающими успехи фирмы. До 1985 г. около 32% всех фотоизделий, сходивших с производственной линии, были дефектными. Этот показатель был снижен до 26% к концу 1986 г., и Хайдке стремился достичь 10% в 1987 г. В маркетинге "Кодак* даже опережает "Фудзи". Увидев, как зеленый дирижабль "Фудзи" привлекает глаза миллионов зрителей на спортивных со-ревнованиях в Европе и США, руководство "Кодака" приняло решение использовать ту же тактику в Японии. Прошлым августом фирма "Кодак" арендовала единственный имеющийся в Японии дирижабль и теперь в буквальном смысле слова плавает в вышине над родимой землей компании "Фудзи". Чтобы закрепить это в памяти, на обычных новогодних поздравительных открытках "Кодака" стал изображаться дирижабль "Кодака" на фоне горы Фудзи.

Олимпийская хватка. Дирижабль рекламировал ко-даковскую пленку в Сеуле во время летних Олимпийских игр 1988 г. После ошеломляющего проигрыша в борьбе за спонсорство Олимпийских игр 1984 г. в Лос-Анджелесе фирме "Фудзи", "Кодак" выложил около 8 млн. долл., чтобы заранее наложить руку на право использования пятикольцевой эмблемы. "Кодак" надеялся использовать спонсорство Олимпийских игр, чтобы воспрепятствовать попыткам наступления фирмы "Фудзи" на такие быстро развивающиеся рынки, как Тайвань, Индия и Китай.

В самом же городе Рочестер (штаб-квартире "Кодака") появление фирмы "Фудзи" в качестве сильного конкурента и сосредоточение внимания "Кодака" на общем враге помогло преодолеть внутренние свары. Сотрудники все еще говорят о "серебряном занавесе" вокруг лаборатории фотоэмульсии из-за ее нежелания сотрудничать с другими подразделениями компании. Но создававшаяся десятилетиями пропасть между подразделением разработки пленки и подразделением разработки фотобумаги, которая обычно приводила к излишним параллельным исследованиям и мелкому соперничеству, теперь исчезла. И хотя некоторые сотрудники ворчат по поводу навязчивой идеи, охватившей фирму "Кодак", эта тактика, несомненно, затрудняет жизнь фирмы "Фудзи". "Я бы предпочел, чтобы они по-прежнему не обращали на нас внимание, — говорит Карл Чапмен, вице-президент "Фудзи Фото Фильм" в США. — Такое чрезмерно лестное внимание мне не нужно".

Источник: Leslie Helm and Barbara Buell, "Kodak Fights Fuji with "Me-Too" Tactics", Business Week, February 23, 1987, p. 138.

__________

В данном случае употребляются термины из бейсбола. "Хоумран" — удар, после которого игрок имеет право пробежать по всем четырем базам. "Сингл" — удар, после которого игрок имеет право добежать до первой базы. В переносном смысле — стремление получить полную выгоду. (Прим. пер.)

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Выше уже отмечалось и мы вновь будем подчеркивать, что те организации, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Миссия организации

Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ. Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Например, если бы руководители фирмы "Бюргер Кинге не знали, что основной целью фирмы является предоставление людям недорогой, быстро приготовленной пищи, они не смогли бы логически решить, стоит ли вводить в меню 10-долларовый обед с бифштексом или предложить новый фирменный сэндвич за 1,5 долл. Ведь убедительные аргументы можно было бы привести в пользу бифштекса, используя довод, что общий объем продаж будет больше, если фирма сможет получать по 10 долл. за одно блюдо.

Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации. Неудивительно, что такие исключительно преуспевающие организации, как "Ай Би Эм", "Дельта ЭарЛайнз", "Истмен Кодак" и Гарвардский университет, имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку своей цели.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Интересное изменение общефирменной миссии имеет место в компании "Дж. Си. Пенни". Начиная с конца 1982 г. и вплоть до 1987 г., "Пенни" реконструирует 450 своих крупнейших магазинов, затратив более 11 млрд. долл. По словам председателя правления "Пенни" Дональда У. Зайберта, целью является "улучшение образа". Это в большей степени связано с ускорением уже происходящей эволюции фирмы, чем с неожиданной переделкой за одну ночь. Из ассортимента фирмы "Пенни" были исключены краски, садово-огородный инвентарь и скобяные товары. Место этих изделий заняли драгоценности, твидовые пиджаки фирмы "Харрис", дорогая одежда фирм "Джордах", "Адольфо" и "Хальстон". Изменение общефирменной миссии было неизбежным. За последние годы прибыли снизились благодаря конкуренции магазинов, торгующих по сниженным ценам, с одной стороны, и модных универсальных магазинов, с другой стороны. Хотя "Пенни" может потерять некоторых из своих старых "завсегдатаев", в то же время клиенты новых конкурентов могут перейти к ней. Переориентирование миссии на фирме "Дж. Си. Пенни" легко противопоставить борьбе за престиж компании "Монтгомери Уард энд Ко" и драматическим неудачам "Корветта" на северо-востоке страны и "Федмарта" на западе. Трудности этих компаний розничной торговли заключались в том, что они не смогли эффективно перестроить направление своих миссий в ответ на изменение потребительского спроса. В примере 9.2. рассматривается вопрос продвижения фирмы с наступательной миссией в "новую" область розничной торговли. "Хоум Шоппинг Нетуорк" хочетстать компанией, господствующей в розничной торговле с доставкой на дом.


ПРИМЕР 9.2.