Смекни!
smekni.com

Курс лекции по Теории организации (стр. 5 из 28)

Схема 3.3


Таким образом, системное отражение оригинала (организации) может быть представлено в графической модели. Такого рода модели будут постоянно использоваться при рассмотрении организации.

Однако рассмотрение организации как системы нельзя рассматривать как абсолютно полное и истинное. Ряд исследователей обращает внимание на ограничения системного подхода, частности касающихся неопределенных параметров взаимодействия организации с внешней средой (по мнению специалистов организация контролирует около 20% внешней среды), неформальных внутриорганизационных отношений, противоречивости деятельности и т.п.[27]

Кибернетическая модель организации.

Термин «управление» в общей теории управления (кибернетике) означает проявление активности (для социальных систем – специализированной деятельности) по сохранению системной целостности, структуры, по поддержанию жизнеспособности и достижению целевых ориентиров системы. В этой «управленческой активности» происходит обмен информацией. Кибернетика отвлекается от вещественной и энергетической сторон изучаемых объектов; она анализирует динамические системы как информационные. Кибернетическая система – это множество взаимосвязанных объектов, называемых элементами системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, обмениваться ею. Кибернетические системы (а ими могут быть биологические, технические, экономические, социальные, административные объекты и явления) – целеустремленны. Им свойственны самоорганизация, самообучение (адаптация, накопление опыта). Рассмотрение организации с позиций кибернетики позволяет говорить о ее кибернетической модели. Для характеристики кибернетических систем используется совокупность понятий: информация, управление, субъект и объект управления, цель управления, кодирование, канал передачи информации, прямая и обратная связь, гомеостаз, самонастройка, адаптация, регулирование и др.

В классической парадигме под управлением понимается «целенаправленное воздействие на какую-то систему с целью ее преобразования из одного состояния в другое». Взаимоотношение между управляющей и управляемой подсистемами получило название «управленческий контур» и осуществляется с помощью прямых (командной информации о целях, задачах, стратегиях, средствах) и обратных связей между управляющей и управляемой подсистемами (см. Схема 4.1).


1 – информация о внешнем воздействии на управляемый объект;

2 – информация о состоянии выхода;

3 – информация о текущем состоянии управляемой подсистемы;

4 – управляющее воздействие;

5 – цели, задания макросистемы

Схема 4.1. Управленческий контур.

В замкнутом управленческом контуре, – системе с обратной связью, – могут быть компенсированы любые помехи, учтены состояния управляемой подсистемы, осуществлены адаптация и гомеостаз (свойство организации поддерживать свои важнейшие переменные в допустимых пределах при неожиданных возмущениях внутренней и внешней среды). Организация может быть сверхстабильной за счет действия «положительных» (усиливающих потенциал системы) и «отрицательных» (регулирующих, противодействующих возмущениям) обратных связей.

В ряде случаев вся организация становится объектом управления. Это происходит тогда, когда управление социальными объектами (организациями) осуществ­ляется извне, когда орган управления находится за рамками самих объектов. Специалисты обсуждают достоинства и ограничения такого целевого централизованного управления, и приходят к выводу о необходимости учета механизмов самоуправления, возникающих в организации. Всякая социальная орга­низация (предприятие, город, вуз) является самоуправляющейся систе­мой, т. е. включает в себя управляющую и управляемую подсистемы. Однако, характер

взаимодействия между ним может быть различным.. В современном понимании организации как органической системы необходимо иметь в виду, что «управляет не орган управления, а организация при помощи органа управления»[28]. Это не отменяет необходимости отдельного органа управления и профессиональной компетен­ции в этой области, а еще более повышает требования к современному менеджеру, руководителю.

Кибернетическая модель как идеально-типический конструкт организации [29], акцентирует внимание на механизмах целеобеспечения, на управлении, но не охватывает всех механизмов самоорганизации в системах. Это предмет внимания синергетики.

Синергетическая модель организации.

Синергетика изменила угол зрения на жизнедеятельность систем, особенно большой сложности. Внимание здесь обращено на случайные самопроизвольные процессы, которые в определенных условиях (в неравновесных состояниях) в результате кооперативного, когерентного (согласованного) действия элементов порождают из динамического хаоса упорядоченную структуру. В таких процессах нет командной информации, нет абсолютной предопределенности развития событий. Но есть неустойчивость (хаос флуктуаций, действий элементов). И есть возможность выбора траектории и формирования структуры в зонах ветвления (точках бифуркации) под влиянием сравнительно малых по величине воздействий.

Самоорганизация является продуктом социального взаимодействия и про­исходит в массовом, коллективном или групповом масштабах. В реальных от­ношениях самоорганизация как особый процесс управления проявляется в сочетании с целевым управляющим воздействием.

Синергетическая модель совершенной организации (идеально-типический конструкт) характеризуется рядом признаков: это открытая, сложная и нелинейная система, содержащая состояния динамического хаоса и возможности структурогенеза в точках бифуркации под влиянием аттрактов (сил притяжения); это система, имеющая стратегию развития и преодоления риска, система с развитием и жизненным циклом [30].

Близкой к синергетической модели является аутопоэтическая модель совершенной организации, самостоятельно, по своим внутренним побуждениям порождающая собственные структуры, быстро обучающаяся и полицентрическая.

Таким образом, самоорганизация представляет собой один из важнейших факторов социального управления. Продукты самоорганизации, как и целево­го управляющего воздействия, образуют организационный порядок, с кото­рым люди соотносят свое поведение (общепринятые нормы, ценности) [31].

Орга­низационный порядок обладает свойством безличности. Он срабатывает в какой-то мере независимо от индивидуальных особенностей его конкретных носителей. Например, включение в организацию возможно только через должность, при­нятие какой-либо должности требует определенного типа поведения, уклоне­ние от него неизбежно вызывает санкции и т. д. Иначе говоря, речь идет о свое­образном явлении социального автоматизма: "работает" порядок, а не руководитель, правят за­коны, а не люди.

Кроме того, организационный порядок является важным элементом пре­одоления субъективизма в управлении, ограниченности интеллектуальных возможностей управляющего. Примечательной особенностью организационного порядка следует также считать его принципиальную неполноту. Он никогда не в состоянии контро­лировать все элементы организационных отношений, всегда оставляя внутри себя пустоты, допуски. Такие "полости" в рамках организа­ционного порядка заполняют деятельность по управлению, "живой" управлен­ческий труд.

Нейрокибернетическая модель организации.

Идеально-типический конструкт организации, разработанный английским кибернетиком и консультантом по управлению Стаффордом Биром, включает ряд признаков, характерных для сложных самоуправляемых и саморегулирующихся систем. Объединив достижения в исследовании человеческого мозга (нейропсихология) и принципы управления сложными кибернетическими системами Стаффорд Бир разработал модель совершенной организационно-управленческой системы – нейрокибернетический идеально-типический конструкт [32].

Для этой модели характерно утверждение целостности системы: субъект управления – часть управляемой системы и его возможности управлять зависят от объекта управления. Разнообразие средств управляющей системы должно быть не меньшим чем разнообразие управляемой. Согласованность целевых ориентиров на всех уровнях и подсистемах. Гармония входа и выхода основывается на эффективной прямой и обратной связи. Немыслимость системы предопределяет богатый набор способов управления: алгоритмы, эвристики, парадигмы (технологии, традиции, творческие паттерны). Иерархия уровней управления, учитывает возможности прямого и координационного управления внутренней и внешней средой организации. Разнообразие коммуникаций, связанное с принципами метаязыка и сети. Подвижность центров принятия решений и право на ошибку, поскольку последняя воспринимается как ресурс развития организации. Осуществление непрерывного планирования, и готовность к катастрофическому развитию событий [33].

Многие из названных черт присутствуют в деятельности современных успешных организаций, находят проявление в организационной культуре, в стиле управленческого поведения менеджеров и руководителей, в профессиональной работе специалистов.