Смекни!
smekni.com

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга (стр. 5 из 9)

Собор монастыря так же великолепен. В модели он значительно отличается от построенного. Боковые купола его стояли по первоначальному проекту отдельно, по углам.

Внутренняя отделка принадлежит Стасову, который работал над убранством собора уже в 19 веке.

Геометрическим и архитектурным центром композиции ансамбля является собор. Хотя в его плане ясно выступает фигура креста, у которого нижняя часть удлинена по сравнению с остальными, вся его объемная система с пятиглавым завершением воспринимается как типично центрическая.

Далее вся композиция ансамбля развивается тоже как центрическая: в основе лежит фигура равноконечного греческого креста. Она повторяется сначала в двухэтажных с антресолью жилых монастырских корпусах. Они подчеркнуты и оживлены вертикальными объемами четырех одноглавых церквей, которые поставлены на внутренних углах креста. Следующее повторение фигуры креста образует окружающая монастырь каменная ограда с восьмью башнями.

Все вместе образует цельную и стройную систему постепенно нарастающих сооружений: от низкой ограды с ее восьмью башнями к двухэтажным корпусам монастырских келий с четырьмя угловыми церквями, которые подготавливают переход к центральному вертикальному объему пятиглавого собора.

За счет сближения барабанов-башенок боковых куполов с барабаном центрального купола возникла абсолютно новая архитектурная концепция православного храма, сочетающая исконно русское пятиглавие с таким же характерно русским силуэтом столпообразного шатрового храма.

Объемно-пространственному решению ансамбля отвечают декоративная насыщенность и разнообразие детальной разработки, выполненной в стиле барокко, фасадов всех сооружений монастырского комплекса. Выразительная пластика, сильный рельеф деталей и вызванная этим интенсивная игра светотени меняются в зависимости от места и значения в ансамбле каждой части сооружения.

С течение времени ансамбль Смольного монастыря пополнялся новыми постройками, а собор оставался недостроенным. Только в 1832 году вспомнили о здании, и по приказу Николая Первого была учреждена комиссия по достройке собора. Проект отделки собора и устройства парадного подъезда к нему был поручен В.П. Стасову.

Стасов закончил все работы, и летом 1835 года Смольный Воскресенский собор был торжественно освящен начал действовать как собор всех учебных заведений столицы.

Стасов изменил профилировку карнизов и пропорции колонн и создал церковный интерьер, типичный для русского позднего классицизма. Мощные пилоны, несущие арки и барабан собора декорированы коринфскими колонами.

Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно приобщило Смольный монастырь к лежащей перед ним городской площади и связало его с городом. Таким образом, монастырский ансамбль получил архитектурное и градостроительное завершение.

НИКОЛЬСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ СОБОР.

Одним из учеников Растрелли был выдающийся русский архитектор Савва Иванович Чевакинский. Его Никольский собор - один из самых блестящих образцов барокко в России.

Собор Николы Морского строился 9 лет: с 1753 по 1762 год. В постройке ясно сказалось влияние Растрелли, но в то же время обнаружилось и огромное самостоятельное дарование его русского ученика.

Ансамбль собора включает храм и колокольню, расположившуюся неподалеку. Зданию храма присуща монументальность, обусловленная масштабом сооружения и использованием в оформлении фасадов большого ордера, определяет общее впечатление, возникающее при его осмотре. Массив собора увенчивают пять восьмигранных барабанов, завершенных куполами и луковичными главками.

Колокольня строилась с1756 по 1757 года. Это одно из прекраснейших сооружений 18 века. «Фигурность» кладки трехъярусной колокольни определялась сложностью ее архитектурной декорации. Ярусы здания украсили колонны на постаментах, несущие сложно профилированный антаблемент. Стены двух нижних ярусов получили криволинейные вогнутые очертания, в отличие от стен верхнего круглого в плане яруса, служащего основанием полусферического купола, завершенного барабаном и тонким, изящным шпилем.

Сам собор снаружи Чевакинский декорировал колоннами, в постановке которых сказалось влияние некоторых образцов московского зодчества конца 17 столетия. Все выступающие углы архитектор обработал тремя колоннами, из которых средняя поставлена по биссектрисе угла. Этим достигнута мягкость, округленность фасадных линий. Тот же эффект дают большие убранные лепкой волюты на цоколях малых подкупольных башен. Они создают плавные органические переходы от основного объема здания к его верхнему ярусу.

Декорация стен собора достойна растреллевской руки, но в ней нет «варварской мощи» учителя, она гораздо женственнее в своих дробных, изящно прочувствованных формах, однако мастерство, та уверенность, с которой рассчитаны здесь некоторые приемы, прямо поразительны.

Пластика архитектурных элементов великолепно согласуется со скульптурными композициями. Это горельефные и даже вылепленные в полном объеме головы херувимов.

В решении всех фасадов собора, за исключением восточного с апсидой, использован мотив балконов с кованными узорными решетками и кронштейнами.

В обработку интерьеров Чевакинский внес черты дворцовой архитектуры, ее праздничности. Исключительно важную роль сыграла здесь резьба. Иконостасы верхней и нижней церкви выполнены столярным мастером Савелием Никулиным и резным подмастерьем Игнатием Канаевым. Великолепная по пропорциям колоннада верхней церкви - один из шедевров русского декоративного искусства. Проект ее иконостаса был разработан Чевакинским и утвержден в 1755 году. Образа взялись написать хранители и продолжатели традиций русской иконописи 17 века братья Федот Лукич и Мина Лукич. Черты барокко сказались не столько в композиции, написанных ими икон, сколько в колорите и в использовании характерных для барокко орнаментальных мотивов.

Таким образом Никольский собор можно считать одним из самых блестящих образцов барокко в России.

КАЗАНСКИЙ

СОБОР.

Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века.

Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.

Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало дела принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не успел - торжество закладки совершил Александр Первый. Казанский собор был отстроен очень быстро: за 10 лет. В 1801 году была совершена закладка, а уже в 1811 году, в день празднования коронации государя - освящение.

Архитектор собора - А.Н. Воронихин - был крепостным графа Строганова. Он построил ряд частных домов, отделал для графа несколько комнат в его расстрелевском дворце на Мойке и, наконец, построил Строгановскую дачу на Большой Невке. Но талант архитектора полностью раскрылся в проекте Казанского собора. Если бы осуществился его проект постройки второй колоннады и обработки трех площадей - западной, южной и северной, - то это было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение.

Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на южную площадь и иметь в правом крыле портал, открывающий проезд на Казанскую улицу, а на левом крыле - портал для проезда с Екатерининского канала. Два этих портала должны были быть ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск.

Западная площадь со стороны главного входа ограничена богатейшей чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по концам, примыкающим к порталам.

В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми капителями внутри и 144 из пудожского камня снаружи. И те, и другие - коринфского ордера: внутри - гладкие, снаружи - с каннелюрами. Поверх богатого антаблемента и порталов высится по всему периметру собора высокий парапет, быть может несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами работы Мартоса и Прокофьева.

Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся корабля, которые образуют два ряда парных колонн, перекрыты коробовыми сводами, которые пышно украшены богатыми кессонами. Простота и серьезность композиции, строгая выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В общей композиции собора - строгая, но не сухая классика екатерининский времен. Оставаясь серьезным и торжественным, собор излучает какое-то нежное очарование, поэзию и теплоту.

Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над живописным украшением собора работали лучшие в свое время художники: Боровиковский, Кипренский, Угрюмов, Шебуев. Главный иконостас был более позднего происхождения: он создан в 1834 году по рисунку К. Тона из церковного серебра.

По своему внешнему величию и внутренней красоте Казанский собор - один из прекраснейших храмов нашего города.

ИСААКИЕВСКИЙ

СОБОР.

В центре города, недалеко от набережной Невы, на просторе собственной площади, возвышается Исаакиевский собор, предназначенный быть первым кафедральным собором Петербурга.

История собора очень интересна. В 1710 году Петр Великий отдал под временную церковь чертежный амбар напротив Адмиралтейства, который стал ему тесен. Над деревянным зданием была надстроена простая колокольня и маленькая главка вверху алтаря. Через 7 лет на месте нынешнего «Медного всадника» была заложена каменная Исаакиевская церковь. Она строилась в 1717-1727 годах по проекту Г. Маттарнови. Однако берег Невы стал оседать под ней, и в стенах появились трещины.