Смекни!
smekni.com

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга (стр. 6 из 9)

В конце царствования Елизаветы было решено разобрать старую церковь и, укрепив берег, построить новую. За построение взялась уже Екатерина Вторая, избравшая новый, более величественный план. Строительство началось в 1786 году по проекту архитектора А. Ринальди. Достроил церковь уже Павел Первый наскоро и по упрощенному проекту В. Берна. В этом храме праздновалось столетие новой столицы, но через 13 лет упавший громадный кусок штукатурки заставил прекратить богослужения. Тогда государь решил построить собор по проекту Монферана. Храм строился в 1819-1858 годах.

Размеры фундамента огромны. Он состоит из сплошной плотной массы гранита, которая держится на сваях. Длина собора - 109 метров, ширина - 97, высота с крестом - 100.1. По четыре стороны громадного главного купола возвышаются четыре маленькие колокольни в виде небольших куполов. Наружные стены собора покрыты рускеальским мрамором из Северного Приладожья. Фундамент обложен цоколем из двух рядов камней финляндского гранита. Из того же цельного гранита сделаны все 112 колонн, украшающие храм снаружи. В мире нет другой церкви, которая имела бы столько грандиозных монолитов такой величины.

48 колонн держат портики храма. В фронтонах этих портиков - четыре превосходных группы горельефов, отлитых по рисункам Витали и Лемера.

Внутри по цоколю вдоль четырех стен собора - широкие галереи, предназначенные для хранения ризницы, церковной утвари, книг. Величественные лестницы с трех сторон ведут к трем дверям собора. Внутри собор темный, несмотря на облицовку белым мрамором, но очень многие богомольцы любят Исаакиевский собор именно за этот величественный наполняющий его сумрак.

Более других частей освещен до самых сводов иконостас храма, занимающий всю ширину собора. Он - из белого мрамора с инкрустациями малахита, ляпис-лазури и других цветных мраморов. Местные иконы выполнены в мозаике по рисункам известных художников, главным образом Неффа.

Великолепие собора обошлось императорам в огромную сумму. Несмотря на повреждения собора во время Великой Отечественной войны, он остался одним из самых величественных зданий Петербурга.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.

СОБОР.

Наравне с Исаакиевским гордостью нашего города является так же Преображенский собор. Вид на храм открывается от перекрестка Литейного проспекта с улицей Пестеля.

Собор окружен оградой из стволов настоящих трофейных турецких пушек. Был сооружен в 1743-1754 годах по проекту архитекторов М.Г. Земцова и П.-А. Трезини и перестроен в 1827-1829 годах В.П. Стасовым.

Первый этаж собора представляет собой в плане крест, а с западной стороны находится портик коринфского ордера. Второй этаж представлен пятью барабанами с куполами. В обработке окон Стасов пытается найти новое решение, отбросив обычный в александровское время прием сандрика или простого голого пролета окна.

Спасо-Преображенский собор явился попыткой Стасова найти новое решение для русской церкви: здесь классический стиль (1 этаж) соединен с византийским стилем (2 этаж).

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ

ХРИСТОВА.

С правой стороны Екатерининского канала, недалеко от Невского проспекта над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова, - Спас-на-Крови, как он зовется в народе. Его сложный живописный силуэт, яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям.

Здание было возведено в 1883 - 1907 годах как храм - памятник на месте, где 1 марта 1881 года по решению Исполнительного комитета «Народной воли» было совершено покушение на Александра Третьего народовольцем И.И. Гриневицким.

Первоначально было задумано выстроить на месте катастрофы только часовню, но обилие поступивших пожертвований скоро потребовало сооружения более величественного памятника. 6 октября митрополитом Петербургским Исидором была совершена закладка настоящего храма.

План храма был до подробностей разработан, а затем и выполнен художником-архитектором А.А. Парландом. Храм действительно явился достойным памятником Александру. Снаружи, на 20-ти больших гранитных досках во впадинах высокого цоколя, кругом всего храма начертана вся история царствования императора, все реформы и законоположения. Западная часть храма под колокольней занята особой часовней: здесь место скорбного события. Панель и мостовая, обрызганные кровью царя, со следами бомб, и часть перил канала были разобраны, сохранены и вновь в точности уложены на этом месте. Над местом была поставлена сень - художественный шатер на серо-фиолетовых яшмовых колонах, над ним - крест из граненых топазов.

Обращаясь к художественной стороне здания, можно увидеть сознательное обращение архитектора к русскому стилю 17 века. Таково было желание Александра Третьего. Здание представляет интерес как программный образец архитектуры «русского стиля» и уникальный памятник монументально - декоративного искусства. А.А. Парланд переработал композиционные приемы и формы древнего московского и ярославского зодчества 17 века.

К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают колокольня с золотым куполом и три апсиды. Пять глав венчают среднюю часть храма, главная из них - узкая, шатровая, - сама увенчана наверху малой луковичной главкой. Центральный шатер достигает высоты 81 метра. Главы покрыты разноцветными извивами и узорами эмали - это первый пример применения эмали на таких обширных поверхностях и притом выпуклых. Еще три главки над тремя выступами алтаря оформлены с применением золоченой мозаики.

Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным кирпичом и разноцветной плиткой. Они буквально испещрены декором: фигурными наличниками и кокошниками, поясками и изразцами.

Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А.А. и В.А. Фроловых по оригиналам многих знаменитых художников, в том числе В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, В.В. Беляева, Н.Н. Харламова. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и ниши, то внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. На стенах храма и в иконостасе нет ни одного живописного произведения. Более широкого применения мозаики в мире пока нет. Иконостас сделан из нескольких оттенков светлых итальянских мраморов.

От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903 - 1907 годах на предприятиях К. Винклера по проекту А.А. Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна.

До недавнего времени в здании церкви, которое было передано музею - памятнику «Исаакиевский собор», велись реставрационные работы. Сейчас они закончены, и храм открыт для посетителей.

1.3 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА.

Роль учителя в ознакомлении детей с произве­дениями искусства трудно переоценить. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...».1

Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.

Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.

«Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью».1

При планировании нравственно-эстетического воспитания младшего школьника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей нравственно-эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем другое - на улице или в музее.

В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.