Смекни!
smekni.com

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая (стр. 14 из 19)

Предлагаемый материал должен использоваться творчески, с применением как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения, соответствующих этническому содержанию учебного материала. Необычными, интересными должны быть и задания для детей: выбрать среди игрушек старинную; подобрать по цвету нитки для заданной строчки; составить из геометрических фигур орнамент; выполнить названный шов; рассказать стихотворение о выбранном для лепки сказочном персонаже или загадать загадку; подумать, как одеть куклу в народный костюм; назвать предметы женской одежды; нарисовать на доске или выбрать карточки с украшающими строчками и т.п.

Важное место на уроке должен занимать образ традиционного костюма, созданных руками народных мастеров предметов крестьянского быта, которые во многих местах сохранились и могут быть продемонстрированы на уроке. Рассматривая конкретную вещь (рисунок, фотография), ученик легче поймет, как тесно связаны образы вещей-типов с мировосприятием народа, его представлениями о добре и красоте.

Перед учителем стоит задача — формировать интерес к традиционным поделочным материалам, стремление узнать о них больше и одновременно отрабатывать практические умения и навыки.

Для большей продуктивности и результативности уроков наряду с индивидуальной и фронтальной формой работы с первого класса надо включать групповую, бригадную и коллективную. Планируя групповую работу, важно подбирать детей по уровню общей подготовленности и самостоятельности [6].

Во всех классах первой ступенью всех декоративных работ является аппликация, так как именно через нее младшие школьники знакомятся и в дальнейшем закрепляют знание орнаментальных мотивов народного прикладного искусства. Особое внимание учащихся направляется на понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета. Эти знания в дальнейшем находят применение при работе с другими художественными материалами, используемыми на уроках трудового обучения, изготовлении игрушек, в вышивке, чеканке и др.

На знакомстве с изделиями мастеров основаны беседы о прикладном искусстве. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

При эстетическом восприятии образцов декоративно-прикладного искусства учащимся предлагаются следующие вопросы для наблюдения и анализа:

— Что это за изделие – костюм? Для чего он может быть использован? Почему изделие имеет такую форму? И? какого материала оно сделано?

— Каким образом украшены различные виды одежды? Какова его особенность? Чем оно похоже на известные вам украшения предметов народного искусства? В чем различия? Из каких элементов состоит узор? Как он связан с формой и материалом изделия?

3.2 Календарно-тематическое планирование уроков

Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными требованиями к трудовому обучению учащихся начальных классов общеобразовательных школ по двухчасовой программе.

Специфика практической трудовой деятельности детей младшего школьного возраста такова, что не всегда за 45 минут завершается работа по изготовлению изделия. В зависимости от темы урока, сложности задания, уровня подготовленности класса по данному планированию уроков предполагается проводить уроки 1—2-часовые, иногда 3 и 4-часовые.

План занятий рассчитан на 4 месяца. Общее количество занятий – 15.

Таблица 1 Тематическое планирование

месяц №п/п Тема занятия Кол-во часов
Сентябрь 1 неделя Вводное занятие. 1
2 неделя Знакомство с костюмом. Мужская и женская одежда. Основные понятия и термины. 1
3 неделя Знакомство с костюмом русских крестьян Южного Алтая 1
4 неделя Ткани и материалы, используемые в народном сибирском костюме 1
Октябрь 5 неделя Головные уборы крестьянок Южного Алтая 1
6 неделя Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая 1
7 неделя Закрепление изученного материала 1
Ноябрь 8 неделя Аппликация. Знакомство с правилами подбора фона из ткани 1
9 неделя Аппликация. Умение подбирать лоскутки ткани по рисунку и цвету. Правила безопасности при работе с ножницами 1
10 неделя Аппликация. Знакомство с разными правилами подбора цветов. 1
11 неделя Аппликация. Работа по шаблону, образцу, представлению. 1
Декабрь 12 неделя Знакомство с различными видами строчек 1
13 неделя Значение вышивки в русском народном костюме. Технологические приемы вышивки 1
14 неделя Подготовка к выставке 1
15 неделя Познавательная деятельность, развитие кругозора. Экскурсии в краеведческий, исторический музеи. 1

Конспект занятия на тему: «Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая» (5 неделя).

Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации.

Цели занятия:

1. Сформировать представление о народной художественной культуре.

2. Пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая.

3. Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России

Задачи занятия:

- развитие познавательных навыков;

- развитие индивидуальности, творческих способностей личности;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;

- развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;

- сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка;

- трудовое воспитание и нравственное воспитание;

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;

- этнохудожественное воспитание детей.

Материалы и оборудование: фотографии (Приложение 1), русские платки и шали, кокошники и подзатыльники, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1. Вводная (теоретическая) часть:

У.: Среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, особое место занимают платок и шаль. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день. С незапамятных времён женщины России носят платка. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный костюм. Замужние женщины надевали платок поверх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки и платочки украшали вышивками, набивным печатным узором. Они служили предметом гордости и показателем мастерства хозяйки. Расписной платок, шаль с каймой, вышитый платочек – были, да и сегодня остаются желанным подарком.

Из каких материалов изготавливают платки или шали?

(Из ситца (х/б), шёлка (натуральные и химические), ковровых и смешанных тканей, трикотажа).

У.: Среди крестьянок Южного Алтая платки и шали были не просто популярны, но и являлись своеобразным ритуалом. Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы. Верили, что стоит подержаться за косу свахе или жениху, то можно лишиться силы воли - не "хочешь, да пойдешь замуж". Для того, чтобы коса выглядела аккуратной, волосы смазывали коровьим маслом.

Среди девушек бытовал обычай носить завязанные сзади шали, спуская концы в разные стороны - один на грудь, другой - на спину. При этом в качестве украшения старались использовать и бахрому, кисти которой расправляли у висков.

2. Практическая работа:

У.: Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем русские задушевные песни (поставить негромко фонограмму).

Теперь давайте попробуем завязать шаль (платок) так, как это делали девушки в те далекие времена.

(Каждая ученица получает платок и пытается завязать так, как объясняет учитель)

У.: А теперь давайте разберемся, как вы повязали платок: правильно или неправильно.

У.: Хочу обратить ваше внимание на то, что все эти способы завязывания девичьих уборов, относилось к так называемым «большим девушкам», то есть тем, которым уже исполнилось 15-17 лет. Девочки младшего возраста не носили никаких особых головных уборов.

Смена девичьего убора на женский сопровождалась особыми обрядами, которые носили название «окручение» или «скручивание», которые имели своей целью обезвредить (закрыть) волосы невесты, вернее, заключенную в них магическую силу, опасную для рода мужа. Обряд «окручение» заключался в том, что одну девичью косу расплетали и заплетали две, что значило перемену судьбы, то есть, как бы говорилось, что «их стало двое», «жизнь разделилась надвое». Эти косы обертывали вокруг головы, перекрещивая спереди (на затылке не полагалось).

Любопытно, что крестьянки для обозначения верхнего, большего, платка общерусскими терминами «платок» или «плат» обычно не пользовались, а больше употребляли названия, образованные от вида ткани – «кашамирки» (из кашемира), «золотополие» (затканные серебряной и золотой канителью шелковые платки). Также широко употреблялись такие названия как «шаль» и «полушалок».