Смекни!
smekni.com

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая (стр. 15 из 19)

У.: Как вы поняли на основании завязывания платков девичьим способом, способы ношения платков и шалей были довольно разнообразны. Из них наиболее древними считается набрасывание отреза ткани или платка на голову, не завязывая его.

(Педагог показывает, как это делается и ученики повторяют)

У.: Но, кроме того, что этот верхний платок накидывался, под него надевался другой платок, который завязывался разными способами, в зависимости от того, в какой местности проживали крестьянки.

3. Итог урока.

У.: Сегодня мы познакомились с различными способами завязывания платка у крестьянок Южного Алтая. Так как сегодня это не очень распространено, особенно, в городе, то можно сказать, что для вас это совершенно новые знания. Давайте проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили, и что делали.

Как у русских крестьянок Южного Алтая назвались платки?

Чем прическа девушки отличалась от прически замужней женщины?

В каком возрасте начинали повязывать платки?

4. Домашнее задание: Расспросите своих бабушек или мам, может быть, они помнят, как завязывали платки их бабушки или прабабушки. На следующем занятии вы можете показать, как они это делали.

Конспект занятия на тему: «Аппликация. Работа по шаблону, образцу, представлению» (11 неделя)

Цели занятия:

- дать первоначальные сведения об истории лоскутного шитья;

- пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая;

- развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус;

- воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, любовь к традициям прошлого.

Задачи занятия:

- развитие индивидуальности, творческих способностей личности;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;

- развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;

- трудовое воспитание и нравственное воспитание;

- этнохудожественное воспитание детей.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку. Каждый в рабочей форме на столе у каждого: набор мотивов, нитки, ножницы, булавки, наперстки, технологические карты, памятки.

2. Теоретическая часть:

У.: Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами путешествие, но ни к звездам, ни на дно океана, а в прошлое в «Бабушкин сундук». Много можно найти в «Бабушкином сундуке». Это вязание, бисероплетение, вышивка, лоскутная пластика. И именно этим мы и займемся сегодня на уроке.

Человек живет и творит для других. И плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории, поэтому мы должны пытаться сохранить и приумножить «Бабушкин сундук». Так уж случилось, что наши бабушки, жили в такое время, когда интерьер в своем доме они могли создать только своими руками. И, несмотря на всю бедность, присущую тому времени, они находили средства и время, чтобы создавать уют и красоту для своих любимых и родных.

У.: Вам нравятся вещи, которые окружают вас?

У.: Почему они вам нравятся?

Потому - что мы находимся в мире вещей, которые сделаны с любовью своими руками. Поэтому нам так здесь легко. Недаром в народе всегда ценили ручную работу, как источник эмоциональной духовности.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране, вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. В настоящее время к шитью из лоскутков относятся как к виду искусства.

3. Практическая работа:

У.: Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем (поем) русские задушевные песни. Перед вами лежат различные мотивы, которые были использованы в одежде русских крестьян Южного Алтая (Приложение 2). Давайте попробуем повторить данный узор. У кого не будет получаться поднимайте руки – я подойду и помогу.

4. Итог занятия:

У.: Теперь оценим свои работы. Кто нибудь из вас будет оценивать вслух. Так как эта работа новая для вас я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать. Потом вы это будете делать самостоятельно.

У.: Насколько удачно композиционное и цветовое решение твоего узора? А вы ребята каждый самостоятельно ответьте на этот вопрос сами для себя.

У.: Насколько рационально ты использовала свое время? Хватило ли тебе время? А вам девочки?

А сейчас главная задача составить композицию из ваших работ. Вы будете выходить по одному и закреплять свои работы на стенде, чтобы получился единый узор.

(Девочки прикрепляют свои работы)

У.: Нравится вам?

Аккуратно положите инструменты в коробки.

Мне было приятно с вами работать на уроке, и я уверена, что каждая из вас сможет выполнить прекрасный проект [19,22, 27].

Занятие на тему «Значение вышивки в русском костюме. Технологические приемы вышивки» (13 неделя)

Цель:

1. Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа на примере русского костюма.

2. Совершенствовать приемы работы в технике “крест”.

3. Привить любовь к традициям народного искусства.

Оборудование, наглядность: образец народного костюма; плакаты с изображением древней символики и орнамента (Приложение 3); образцы орнаментов и схемы; схемы узоров вышивки; иллюстрации русских народных костюмов; ткань-канва, нитки мулине, иголки, ножницы, бумага в клетку, фломастеры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала.

Вводная часть:

У.: В XVI - XVII веках древнерусский костюм состоял из определенных предметов одежды традиционной формы. Ее прокрой, приемы украшения, способы ношения не менялись в Древней Руси столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Мужчины и женщины носили прямокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы тела, с длинными, иногда доходящими до пола рукавами. Было принято одновременно надевать несколько одежд сразу – одну на другую. Верхнюю, распашную, накидывали на плечи, не вдевая рукава.

Рубаха – древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.

Слово “рубаха”, по всей видимости, происходит от слова “руб”, которое обозначало не только кусок, обрывок ткани, но и служило названием предмета одежды.

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. Шили рубахи в основном изо льна, иногда из конопляного полотна.

В древнерусском языке существовали два термина: “хласт” (“холст”) - небеленая ткань и “плато” – выбеленное полотно.

Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах, полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя тем самым подол. Затем делали разрезы по вороту и центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лоскутка. В последующие века в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя. Но порядок украшения рубахи, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры располагались на вороте, оплечье, на низах рукавов и подоле рубахи.

В украшениях рубах молодых женщин преобладал красный цвет, в то время как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в “покоснице” с широкой узорной полоской по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в пожнивную рубаху.

Самой красивой считалась венчальная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, в которых основным был красный цвет. Такую рубаху молодая женщина еще несколько лет надевала по большим праздникам, а затем бережно хранила.

Богат и разнообразен был русский народный костюм своими традиционными формами, колоритом, манерой помещения предметов одежды. Он являлся своеобразным документом, по которому можно было определить возраст человека, семейное положение, место жительства. Более отчетливо проявились особенности покроя, отделки, цвета и фактуры ткани в женском народном костюме.

Девичья одежда состояла из домотканой рубахи, перехваченной поясом и головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда женщина выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную поясную одежду – поневу и тщательно закрывала голову сложным головным убором – сорокой.

Сарафан (платье без рукавов или высокая юбка на лямках) надевался на рубаху. Сарафаны носили женщины северных и центральных губерний России, Поволжья, Сибири, Урала. Не стал исключение и Южный Алтай. Там сарафаны также были широко распространены.

Сарафаны шили как из домотканых материалов – сукна, холста, - украшая их набойкой, вышивкой, так и из покупных тканей – парчи, шелка, бархата.

По крою сарафаны могли быть различными. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан, который шили из перегнутого по плечам полотнища ткани. Косоклинный распашной сарафан имел спереди два полотнища, застегивающихся на медные, оловянные или серебряные пуговицы.

Позже в центральных районах России появились круглые, или прямые, сарафаны на лямках, которые шили из нескольких прямых полотнищ ткани.

Рубахи, которые носили с сарафаном, могли быть как целые, так и составные. Украшались в них в основном одни рукава, ведь остальные ее части были не видны.

Рубаха могла состоять из двух частей, которые в разных губерниях назывались по-своему. Так, верхнюю часть называли “рукава”, “воротушка”, грудка и делали из тонкой ткани, а нижнюю – “подставку”, “стан” – из домотканины.

В северных и центральных губерниях рубахи украшали своеобразной вышивкой, изящным орнаментом, имеющим графический характер.