Смекни!
smekni.com

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая (стр. 4 из 19)

Традиционное конструирование как способ создания объемных форм характеризовалось своей спецификой. Вытачка, изобретенная западноевропейскими портными еще в средние века, в свободной, не стеснявшей движения одежде не требовалась, в ряде конструкций формообразующим элементом служили сборки "борки", "склады". Крой включал в основном разных размеров прямоугольники, криволинейные детали отсутствовали. Это было связано с очень древним обычаем - разрывать, а не разрезать ткань при раскрое. До настоящего времени информаторы преклонного возраста употребляют стародавние термины, отражавшие такую традицию - вместо "разрезать", говорят "урывать", "урвать". Детали кроя соединяли строчками - "живулькой", или вперед иголкой, и "втачкой", или назад иголкой, от названия последней из которых произошла современная терминология швейного дела (ср. стачать, втачать и т.д.). Виды швов зависели от их назначения: в тех местах, где могло быть большое растяжение, ткань соединяли запашивочным швом, там же, где нагрузки были незначительны - стачивающим.


2.2 Женская одежда

2.2.1 Рубахи

Рубахи, надевавшиеся непосредственно на тело, составляли одну из неотъемлемых частей женского костюма крестьян Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. В зависимости от покроя в области плечевого пояса женские рубахи можно подразделить на следующие типы: туникообразные, поликовые, со слитными поликами, на кокетке, с плечевыми швами.

Показанные информаторами способы раскладок кроя дают представление об очень рациональных, безостатковых раскроях (рис. 1). При их выполнении руководствовались традициями, а также шириной тканого полотна (35 - 60 см), которая ограничивалась размерами ткацкого станка - "кросен". Если при крое все же получались небольшие остатки (как правило, в более поздних вариантах), то они использовались на обшивку ворота, низа рукавов.

Туникообразные рубахи. Еще в начале - первой трети XX в, в Алтайском округе сохранялись, а кое-где встречаются и сейчас, реликтовые, туникообразного покроя женские рубахи, называвшиеся становины, пропускнушки. Основу стана в них составляло перегнутое по утку полотно с пришитыми по сторонам 2-мя прямыми или 4-мя кошеными бочками (боковинами). Рукава в таких рубахах вшиты в пройму, образуемую центральным полотном и более короткими боковинами (рис. 1, а).


Рис. 1. Схемы раскроя женских рубах: а - туникообразных; б - на кокетке; в - с плечевыми швами. Условные обозначения: С - стан: Р - рукав.

Туникообразные рубахи описанного покроя были известны повсеместно у кержачек и большей части чалдонок в качестве повседневной и погребальной одежды (рис. 2). Туникообразные рубахи входили в погребальный комплекс и у тех групп населения, у которых повседневный и праздничный включали поликовые рубахи (кержачки по рекам Коксе, Чарышу, Бухтарме, Аную).

В конце XIX - начале XX вв. повседневные рубахи делали "составными" т.е. с отрезной верхней частью (рукавами (рис. 2 а, 6). Нижняя часть (стан)изготавливалась из 2-х, а, если шла льняная ткань, то из 3-х полос, которые сшивали швом встык косым стежками.


Рис. 2. Рубахи туникообразного покроя, изготовленные в начале XX в.: а - из темного сатина: б - из темно-зеленого сатина

Необычным был способ соединения рукавов и стана: их края подрубали (подшивочная строчка косым стежком) и, укладывая рядом, скрепляли косыми стежками "через край" (рис. 4).

Рис. 3. Современные туникообразные рубахи: а - повседневная из цветастого ситца; б - погребальная из белого ситца; в - повседневная из ситца и пестряди

Рис. 4. Технологические приемы шитья в рубахах: а, б - швы соединения верха со станом; в - швы соединения полотен стана; г, д - обработка низа стана

В отличие от повседневных, погребальные рубахи всегда старались делать цельными, пропускными. Это было связано с представлением о не желательности поперечных швов в такого рой'" одежде. Инновации наших дней - укладываемые поперек плеча складки-защипы, свидетельствуют о живучести таких поверий [31].

Поликовые рубахи. Женские рубахи с полисами во второй половине XIX - начале XX вв. были распространены у российских, которые привезли их с собой из России, у старожилок - "полячек", кержачек Южного, Центрального и Юго Алтая. Носили их в комплексе с "лямошными" сарафанами, надевавшимися поверх таких рубах.

Поликовые рубахи "полячки" называли по - наименованию прямоугольных вставок-поляков - рубахами с поляками. Так как кержачки часто называли плечевые вставки ластовками, то указанные рубахи были известны и как рубахи с ластовками или, из-за сборок - борами. Такие вставки вставляли в области плечевого пояса между передними и задними полотнами рубах. Расставленный таким образом ворот присобирали на одну или несколько нитей, в результате чего он приближался к форме и размерам шеи. Поликовые рубахи готовили составными, их верхние части шили из более качественных материалов [33].

Поляцкие рубахи с пришитыми по основе стана поликами и рукавами из двух-полутора полотен разной длины:

- рубахи с рукавами из двух прямых полотен разной длины. Уголки большего из полотен укладываются "кульком";

- рубахи с рукавами из полутора полотен разной длины, у меньшего из которых срезается уголок. Уголок при этом помещали вниз рукава;

- рубахи с рукавами из полутора полотен, у большего из которых срезан уголок, надставлявший меньшее полотно;

- рубахи с рукавами из одного полотна и двух клиньев, срезанных с этого полотна.

Бухтарминские рубахи с поликами, пришитыми по основе или утку стана, и рукавами из полотен одинаковой длины:

- рубахи с рукавами из двух прямых полотен одинаковой длины, у одного из которых срезан угол;

- рубахи с рукавами из полутора прямых полотен, у каждого из которых срезан угол. Форма рукавов приближается к кошеным.

Старожильческие (кержацкие) рубахи с рукавами из двух кошеных полотен - большого и малого.

Старожильческие и российские рубахи с пришитыми по утку стана поликами и прямыми, сборенными внизу рукавами.

Во второй половине XIX в. рубахи с рукавами из прямых полотен разной длины (кули) бытовали как старинные у "полячек" Владимирской, Риддерской, Ануйской, Бухтарминской и других волостей Южного Алтая. К настоящему времени сохранились в основном праздничные, свадебные экземпляры этих рубах, сшитые из отбеленного холста. Но, по сообщениям информаторов, раньше кули такой конструкции носили и повседневно.

Особенность конструкций этих рубах заключалась в том, что верхняя часть (чехлик) кроилась по утку, для чего полотно холста разрезали посредине, вдоль нити основы. Так как в этом случае ширина чехлика не ограничивалась размерами тканого полотна, то описанные рубахи были очень широкими в подоле (80 и более см) и объемными в плечевой части. На полики отрезали куски, равные ширине целого полотна, которые пришивали к чехлику по его нити основы. Ткань поликов окрашивали в красный цвет. В технике «роспись», «набор» по нитям выполняли вышивки шелковыми или бумажными нитками (рис. 5).

Рис. 5. Женская холщовая рубаха, с. Быструха Владимирской волости

В некоторых просмотренных рубахах полотна чехлика надставлены вверху кусочками кумача. Отметим, что с подобными же надставками - пельками этнограф Н.П. Гринкова столкнулась в Воронежской губернии, где установила их причастность к возрастному делению - такие "знаки" были присущи рубахам молодых женщин. Можно предположить, что и на Алтае кумачевые надставки несли ту же самую символическую нагрузку.

Рубахи с рукавами, в которых уголок срезался с меньшего полотна, бытовали у "полячек" по рекам Убе, Ульбе. До наших дней они хорошо сохранились и у старообрядческого населения б. Бухтарминской волости (г. Зыряновск, сел Снегирево, Тургусун, Богатырев) и др.). Последнее можно объяснить тем, что рассматриваемые рубахи занесены в низовье Бухтармы группами крестьян-убинцев, переселенных туда по указу Колывано-Воскресенского начальства в 1797 г. [33]. Вероятно, в этот район были миграции и самовольные.