Смекни!
smekni.com

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая (стр. 16 из 19)

С сарафаном часто носили передники с завязкой выше груди либо передник с грудкой (нагрудкой) с завязками на талии и шее. Передники украшались вышивкой, которая имела характер оберега.

Обязательной деталью костюма, как женского, так и мужского был пояс. Им подпоясывались женские рубахи и сарафаны, верхняя одежда. Пояс служил не только украшением. Он играл и практическую роль. В подпоясанной одежде было теплее; на поясе женщины крепили сумочки, гребни, ключи и пр. Кроме этого, пояс, по народным поверьям, имел магическую силу: он выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь на себя большие неприятности; распоясать его – означало обесчестить себя.

Более распространенными были плетенные и тканые пояса различной ширины. Пояс чаще завязывали, а не подтыкали, поэтому спадающие концы отделывали кистями, бахромой, помпонами из шерстяных нитей. Носили его под грудью (в женских костюмах с передником, сарафаном) или на талии. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда – спереди или сзади.

Бережное отношение крестьян Южного Алтая к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах не только не садились за стол, но даже и не присаживались на лавку – боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой, в котором она могла уже сесть за стол. Детские вещи шили на “вырост” и передавали от старших к младшим. Зачастую старую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали – берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе – хранили аккуратно сложенными в сундуках или в больших коробах из липы.

Крой определял силуэт одежды и архитектонику крестьянского костюма Южного Алтая. Практичность кроя народной одежды проявлялась и в ее безразмерности – благодаря значительной объемности форм она подходила людям самой разной комплекции.

Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой условных знаков в виде форм, линий, цветов и т.п. С точки зрения культуры костюм можно рассматривать как некоторый текст, написанный особым языком. Язык – это, прежде всего, смысловая сфера, и знаки языка есть смысловые знаки, а свой смысл они получают от тех предметов, которые они обозначают.

Цель символической системы костюма – передать информацию от мастерицы к зрителю. В начале XIX века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Язык народной вышивки Южного Алтая – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют нитка и холст. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и изображать.

Домашняя вышивка в деревне была всецело женским уделом. Многие вышитые изделия поражают техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья.

Здесь можно встретить и дерево жизни, и птиц, и различные геометрические солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы и т.п.

Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы-павы, кони, барсы. Типично для орнаментики изображение древа жизни с предстоящими фигурками.

Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.

Все узоры словно находятся вне времени и пространства. Нет натуралистического изображения, все предельно обобщено и схематизировано. В вышивке подобный характер изображения со строго определенной композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывается веками и является духовным и художественным смыслом многих поколений.

Традиционные мотивы орнамента русского народного костюма: круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы – солярные знаки, прямая линия – символ земли, женская фигура – символ плодородия, волнообразная ритмическая линия – символ воды, дерево – знаки вечно живой природы, две птицы голова к голове – символ счастливого брака.

Разномасштабность мотивов, их сложная и простая повторность, разнообразие техники вышивки варьирование цветов – основные художественные средства, с помощью которых достигалась индивидуальность орнаментики каждого костюма.

3. Инструктаж.

Сегодня на уроке мы будем вышивать орнамент, который применяли для украшения костюмов, да и не только костюмов. Этот узор можно встретить и на рушниках, и на занавесках и на других изделиях.

(Учитель демонстрирует схему и образец вышивки: древо жизни и две птицы голова к голове – символ счастливого брака).

У.: Давайте обсудим, что обозначают эти изображения.

Прежде, чем мы приступим к вышивке, определите, с какого орнамента лучше начать работу. Работаем нитью в два сложения. Помним о чистоте изнаночной стороны, а, следовательно, о закреплении нити в начале и в конце работы. На ткани для каждого крестика отсчитываем по три ниточки.

4. Инструктаж по техники безопасности. (Безопасные приемы работы с ножницами, иголками).

5. Практическая работа.

Учащиеся вышивают по выданным им схемам. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

6. Подведение итогов занятия. Просмотр работ.

7. Выдача домашнего задания.

8. Уборка рабочих мест [19, 20].

3.3 Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: «...Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду... Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, игровой момент может быть и в процессе труда». Введение игр и игровых ситуаций возможно и необходимо на уроках трудового обучения. Игра на уроке будет успешной при соблюдении многих педагогических условий, назовем лишь некоторые, наиболее важные для уроков трудового обучения:

- отражение учебного материала в содержании заданий игровых моментов;

- взаимосвязь игры с трудовой деятельностью учащихся на данном уроке.

Игровые моменты и занимательные задания могут быть включены в урок на разных его этапах: в начале урока — для организации внимания к восприятию нового материала; на этапе объяснения трудового задания — с целью конкретизации учебной задачи и выяснения понимания ее детьми; при организации рабочего места — для приучения к собранности, порядку во время работы; при подведении итогов выполненного трудового задания — для оценки качества изделия и т.д.

Игра эффективна и в тех случаях, когда практическое задание вызывает у детей затруднение и заставляет их размышлять, опираться па имеющийся опыт и творчески применять его в новой учебной ситуации, исключая работу-копию.

Важно помнить, что игра на уроке может занимать три-семь минут и требует создания игровой обстановки с наглядностью, макетами героев народных сказок, фрагментами народных игр и т.д.

Дидактическая задача каждой игры или упражнения определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения или облегчения, органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом следует обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся. Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным.

Дидактические игры и упражнения

Упражнение «Наряди лису»

Упражнение выполняют в 3—4 классах, когда у детей уже имеется представление о народном костюме.

Дидактическая задача: закрепить представление о характерных деталях народной женской и мужской одежды; развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.

Дидактический материал: иллюстрации к сказке «Старик и лиса», детали-аппликации для отделки мужской и женской одежды, фигурки старика и лисы в белой одежде без отделки, фонохрестоматия «Народная музыка».

Содержание. На классной доске вывешены иллюстрации к сказке, изображающие главных героев. Учитель спрашивает учащихся, как можно догадаться, какого народа эта сказка. Учащиеся отвечают, что ответ подсказывают костюмы героев. Учитель обращает внимание детей на детали женской и мужской одежды героев сказки, выписывает на доску новые слова для запоминания. Затем иллюстрации закрываются, а учащиеся получают наборы деталей-аппликаций (по одному на парту). Дети «одевают» своих героев в народный костюм, используя детали из набора. После выполнения задания иллюстрации на доске можно открыть.

Примечание. В процессе упражнения как более легкий вариант одновременно со всеми можно предложить двум учащимся выполнить задание на доске, что позволит также сэкономить время.

Упражнение «Укрась Фартук»

Упражнение предлагается в 3—4 классах после ознакомления с характерными видами национального орнамента. Дидактическая задача: закрепить умение правильно подбирать геометрический орнамент для украшения предметов одежды, развивать чувство композиции.

Дидактический материал: образцы фартуков с отделкой, фартуки-заготовки, полоски-аппликации с геометрическим и растительным орнаментом разного формата.

Содержание. На классную доску вывешиваются образцы фартуков с отделкой по типу фланелеграфа. После анализа учитель убирает их и предлагает 2—3 ученикам у доски по-своему украсить фартуки узорами-полосками, сочетая их по цвету и размерам. Далее следуют коллективное обсуждение работы, сравнение с образцами и конкретные предложения остальных учащихся по доработке задания. Упражнение завершается обобщением учителя.