Смекни!
smekni.com

Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста (стр. 13 из 17)

Материалы:

Приветствие.

Разминка.Танец Хула.

Главное упражнение похоже на основной шаг в традиционном гавайском танце Хула.

2 стопы параллельны на расстоянии около 20 см, колени немого согнуты, ладони помещены на коленях.

Цель упражнения – колебания тазом из стороны в сторону только при помощи ног и стоп. Верхняя часть тела расслаблена и неактивна.

Инструкция ведущего: «Перенесите вес тела на левую стопу, надавите на нее, после чего легко выпрямите левое колено. Вы должны почувствовать, что таз передвигается влево. Сейчас переместите вес на правую ногу и повторите маневр, стараясь вызвать передвижение таза вправо без участия верхней половины тела. Продолжайте упражнения, перенося попеременно вес тела с одной стопы на другую около 5 раз»

Быстрая часть.Заземление.

· Шаг на месте с правой ноги

· 1 раза максимально с правой-левой ноги

· Прыжок вперед на обе стопы

· Прыжок назад и твист

· Повторить 8 раз

· Прыжок с выставлением ноги вперед на пятку: правая-левая

· Прыжок, ноги на ширине плеч, на всю стопу, колени чуть согнуты и обратно

· Прыжки, ноги в сторону – вместе, с подниманием рук над головой

· Повторить 8 раз

· 3 раза подъем колена левой ноги, 3 раза подъем колена правой ноги

· 1 раз подъем колена правой-левой

· 1 раз подъем колена – праовй-левой

· Повторить 8 раз

· 3 раза подъем колена правой ногой, 3 раза подъем колена левой ногой

· 1 раз подъем колена – левой-правой

· 1 раз захлест ноги – левой-правой

· Повторить 8 раз

· 8 выпадов правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево-вверх

· 8 выпадов левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо-вверх

· 4 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево-вверх

· 4 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо-вверх

· 2 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево-вверх

· 2 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо-вверх

· Выпад вправо-влево, обе руки резко выбрасываем вперед и вверх

Заключительная часть.Падение

Каждый вариант выполняется по нескольку раз. Когда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному.

1. стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда «поведет тело». Как правило, падение идет с закруглением. По спирали.

2. встать в полный рост. Полностью расслабить тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте упражнения).

3. встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей. Оттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол (мягко приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).

Подведение итогов.

Прощание.

Занятие 5.

Задача занятия: позволить участникам группы почувствовать насколько твердо они стоят на ногах, и увеличить чувство реальности,

Материалы:

Приветствие.

Разминка.

Ритуальный танец североамериканских индейцев. Участники распологаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за опущенные руки. Основное движение – приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево – правую приставить, левой шаг влево – правую приставить и т.д.

Быстрая часть.

Участники выстраиваются в круг друг за другом и берутся за талию стоящего впереди.

Подскок и мах правой ногой (маховая прямая нога поднимается точно вперед, разрешено небольшое «вывороченное» положение стопы, но без сопутствующих маху поворота таза, без «захлестов» носком и неконтролируемого опускания ноги после маха-падения; при сочетании маха с подскоком при приземлении следует обязательно опуститься на всю стопу, избегая баллистических приземлений и потери равновесия.

Подскок и мах левой ногой.

Прыжок вперед на обе стопы, ноги на ширине плеч.

Прыжок назад и твист (прыжки на двух ногах с поворотами таза вокруг вертикальной оси).

Заключительная часть. Восхождение к устойчивости.

Упражнение направлено на то, чтобы дать опору другому человеку.

Работа в парах. Один участник лежит, другой (ведущий) стоит и своими ногами упирается в его ступни. Надо позволить лежащему своими ногами перемещаться вверх, «идти» по ногам стоящего. Это и есть путешествие к устойчивости. Стоящий дает опору ноги лежащего. Затем «благодарность животом», т.е. стоящий удерживает недолго ноги партнера на своем животе. Потом следует плавный выход из контакта, стоящий понемногу отходит назад, пока ноги лежащего не лягут на пол. Затем стоящий берет лежащего за стопы – на вдохе надавливает на стопы, на выдохе – отпускает. Ведущий дышит в ритме участника – это ассимиляция энергии.

Подведение итогов.

Прощание.

Занятие 6.

Задача занятия: позволить участникам группы почувствовать насколько твердо они стоят на ногах, и увеличить чувство реальности,

Материалы:

Приветствие.

Разминка. «Прилив-отлив».

Участники подражают шуму волн. Они располагаются общим кругом, лицом вовнутрь. Начинают с небольших спокойных качаний вперед-назад. (Стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру – от центра . при этом движения вперед, к центру круга, сопровождаются звуком «ш-ш-ш» и плавным выведением рук вперед, а отход – беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и «а-а» (озвученный вдох). Достигнув кульминации, они также постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное понимание на месте вперед-назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов, пока окончательно не смолкает.

Быстрая часть. «Бульдозер и пеньки»

Групповой вариант.

Если в эту игру играют 3 человека, один становится Пеньком, а двое других - Бульдозерами, а затем меняются ролями. Пенек должен, укоренившись, стоять на месте и не сходить с него. Бульдозер пытается стащить партнера с этого места всеми способами хватаясь за руки, толкая или спихивая его.

Заключительная часть.

«Морская водоросль»

Инструкция ведущего: «Представьте, что вы водоросль, растущая на морском дне ваши стопы, являясь корнями, не могут сдвинуться с места, но голова, руки, плечи, туловище. Бедра и колени являются стеблями водоросли и не прерывно колеблются под воздействием морского течения, которым в данном случае являются движения рук вашего партнера. Закройте глаза и двигайтесь повинуясь «течению», с той же скоростью и в том же направлении. Не следует забывать, что стопы должны быть надежной опорой и одновременной гибкой».

Партнер, который играет роль морского течения, может использовать различные виды воздействия на второго участника, варьируя скорость и интенсивность.

Подведение итогов.

Прощание.


Занятие 7

Задача занятия: выяснить, каковы твои границы и как их устанавливают; расширять и устанавливать границы, адекватные ситуации.

Материалы:

Приветствие.

Разминка. Нарушение пространства.

Выполняется в парах, один участник, активно действующий, - Ведущий, другой, пассивно наблюдающий, - ведомый.

Ведомый определяет «свое пространство», а ведущий нарушает его. Ведомый ложится в удобную позу на полу. Ведущий должен его осмотреть - в какую сторону перенос и иссиметрия. После этого ведущий начинает понемногу сдвигать (компактно складывать) руки и ноги партнера. А ведомый должен оценивать, насколько каждая следующая поза для него удобна и комфортна. Ведущий складывает руки партнера на груди, кладет ногу на ногу – до тех пор, пока ведомый не начинает активно сопротивляться.

Затем то же самое проделывается, когда ведомый исходно сидит (лежит) в позе эмбриона, а ведущий начинает его «разворачивать». Ведомый должен отслеживать, как реагирует тело (2удобно-неудобно»).

Если ведомый давно хотел сопротивляться, но терпел, то это говорит о приспособляемости.

Затем участники меняются ролями.

Быстрая часть. Движения в разных ярусах кинесферы.

Кинесфера – это пространство, в котором тело может двигаться, это понятие заимствовано из танцевально-двигательной терапии. Граница кинесферы определяется максимальной амплитудой движения. Практический опыт обучения движению показал ценность классификации:

1. нижний ярус – от бедер до земли и все дступное в движеии пространство вокруг него; приседания, наклоны, переползаия и т.д.

2. средний ярус – корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

3. верхний ярус – голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т.д.

Участники группы ложатся на спину, закрывают глаза и определяют у себя положение центра тяжести. Затем положение центра тяжести определяется лежа на животе, сидя и стоя. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где центр тяжести петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия.

Группа разбивается на подгруппы по три человека. первая тройка начинает движения из одного конца зала в другой в нижнем ярусе кинесферы- это могут быть переползания на животе, перекатывание по полу, переползание на спине. Единственное необходимое условие – центр тяжести находится не выше 10 см от пола. Как только первая тройка достигает середины зала, начинают движение следующие три человека, а первые трое, достигнув противоположного конца зала начинают движение обратно в среднем ярусе кинесферы. Достигнув конца зала, первая тройка начинает движения в обратном направлении в верхнем ярусе кинесферы – прыжки, полеты и т.п.