Смекни!
smekni.com

Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста (стр. 4 из 17)

Ритмопластическая гимнастика использует такие виды танцевальной аэробики, как джаз-гимнастику (джаз-аэробику), диско-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику, фанк-аэробику и некоторые новые направления – тай-бо, А-бокс, бокс-аэробику, карате-аэробику.

Джаз-танец, легший в основу джаз-гимнастики М.Бекман, имеет по словам Лисициной Т. негритянское происхождение в нем соединены элементы африканских плясок с движениями европейского танца [54;36].

Основные черты джаз-гимнастики по Р.Смолину [57;587]: использование показа и минимальная затрата времени на объяснение, использование модифицированных средств искусства, сочетание движений с музыкой, коллективный методический подход и несоревновательная направленность. По К.Шаберту, У.Дищер-Минтерманну, К.Нарску, Р.Смолину эти упражнения должны быть построены на пластике современных, джазовых движений с их пространственной и ритмической независимостью движений отдельных частей тела [57;587].

В основе диско-гимнастики лежат элементы, характерные для танцев в стиле диско, рок-н-ролла, твиста, простая техника исполнения которых основана на чередовании мышечного напряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки.

В брейк-аэробике используется ритмичные стилевые направления брейк-данса - сплава танца с пантомимой, гимнастических и акробатических движений, элементов борьбы, бокса. В рок-аэробике используется элементы танца – рок-н-ролла, возникшего из 3 направлений джаза: шаффл-блюза, кантри-вестерна и ритм-блюза. В фанк-аэробике также используются движения фанка – направления джазового танца, особенность которого – пружинящие движения стопы.

Техника ритмодвигательной терапии позволяет по мнениюИ.Г.Малкиной-Пых [57,591]:

1. понять личность через тело;

2. улучшить все функции личности, мобилизуя энергию в мышечных напряжениях;

3. повысить качество и объем переживания удовольствия через влияние на ритмическую активность и отдельные движения.

Поскольку тело – основа всех жизненных функций, любое улучшение контакта в системе «тело-сознание» приводит к значительному улучшению образа тела и образа «Я», межличностных отношений, качество мышления и чувствования, удовольствия от жизни. Ритмопластическое направление опирается на понимание того, что, то, что изменяет тело, изменяет и сознание, и наоборот.

Ритмопластика направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. По мнению А.И.Бурениной в ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными [19;5]. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

И.Г.Малкина-Пых приводит доводы того, что современные научные эксперименты доказали зависимость ритма существования человека и его психофизического состояния [57;595]. Ритм важен не только в теле, но и для психики: переход от радости к печали и обратно, возникновение мыслей - вся работа мозга регистрируется возникающими ритмами, а состояние растерянности и безысходности объясняется отсутствием ритма.

По замечанию Осипова физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ее помощью и мускулатура обладает способностью усвоения ритма [57;598].

И.Г.Малкина-Пых утверждает, что, заставляя человека двигаться определенным образом, мы даем почувствовать, как меняется его внутренняя субъективная уверенность [57;604]. По словам Гельница функция ритма в облегчении ритмической координации, стимуляции спонтанного движения, в энергизации скелетно-мышечной системы и уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии [57;606].

Если первое основное понятие ритмодвигательной терапии – ритм, то второе, вызываемое им, - измененное состояние сознания, характеризующееся фиксацией внимания внутри себя – кинестетический транс. По замечанию И.Г.Малкиной-Пых кинестетический транс терапевтичен и сам по себе, без вербальных вмешательств [57;602].

И.Г.Малкина-Пых приводит следующий перечень направлений, по которым проводятся занятия в группах ритмопластической терапии:

- работа с опорами или заземление (устойчивость);

- работа с границами (установление границ с окружающим миром – какую важность это имеет для человека);

- работа с межличностными отношениями (контакты и коммуникация с другими людьми);

- как контролировать себя и других людей;

- способность справляться с агрессией, неадекватным поведением;

- работа с образом «Я»;

- общая работа с блоками – «зажимами», необходимостью сдерживать себя из-за установленных правил в обществе;

- структурная интеграция, преодоление беспорядочности действий и суждений [57;606].

В целом же А.И.Буренина отметила, что в результате ритмопластического психотренинга, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но музыка движения заставляет задуматься о смысле своей деятельности [19;24].

Таким образом, мы пришли к выводу, что телесная терапия предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам, включая в контекст и физические параметры. Она является сильным методом высвобождения эмоций, т.к. направляет свое воздействие на снятие хронических блокировок (мышечного панциря), спонтанного течения энергии, отражающегося в телесной позе, движении и физическом строении.

При этом различают собственно телесно-ориентированную терапию, работающую со статическими зажимами, двигательную терапию – синтез телесно-ориентированной терапии, танцевальной терапии и ритмической гимнастики. Возникновение этого направления связано с историей развития европейских гимнастических школ, влиянием элементов восточных психофизических гимнастик и пластических ритмически организованных движений африканских племен. Исторически возникнув под влиянием ритмической гимнастики Э.Ж.Далькроза и свободного от танцевальных традиций пластического танца А.Дункан, это направление, помимо прочих синонимичных понятий получило название ритмической пластики.

В отличие от остальных видов телесной терапии ритмопластика направлена на снятие динамических зажимов, неосознанно появляющийся в действиях, разрешение которых, в свою очередь, автоматически устраняет статические зажимы.

Ритмическое движение дарит человеку здоровье – полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмическое движение способствует уменьшение локального мышечного напряжения – зажимов, оно тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку – учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

Основные понятия ритмопластического направления - ритм и вызванный им кинестетический транс с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение.

1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ

А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений из области хореографии, гимнастики [19;32]. Это открывает возможность для применения ритмопластики для детей старшего дошкольного возраста.

Нормально развивающийся ребенок терпеливо и целенаправленно в дошкольном возрасте стремится овладеть движениями и действиями, наслаждаясь чувством освоения движений и действий. При этом это чувство также является наградой за усердие. Овладение мускульной координацией, сопряженной с впечатлениями от других органов чувств дает интегрированное рефлексивное переживание от происходящих в теле позитивных изменений.

При этом Холмогорова А.Б., Гаранян H.Г. заметили, что все развитие личности в целом происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней [93;61]. В.М.Бехтерев отметил, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения [94;12].

Г.П. Шипулин же отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью [94;12] . Ритмические задания по утверждению М.И.Чистяковой помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще [94;12].По исследованиям (Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В.Чаянова) организация движений с помощью музыкального ритма, развивает у детей внимание. Память, а главное - внутреннюю собранность.

Отметим, что упражнения ритмопластики разделены на группы в соответствии с направлением работы. Работа с установленными границами проистекает из потребности в личной идентичности. Многочисленные исследования Фишера Кливленда в конце 50-х по изучению образа жизни с точки зрения его границ показали высокую корреляцию между степенью определенности границ тела и личностными характеристиками человека – чем выше уровень определенности границ, тем стабильнее адаптация, тем выраженнее стремление к эмоциональным контактам [57;610]. По мнению И.Г. Малкиной-Пых если ребенок страдает от неспособности окружающих удовлетворять его потребность, это вызывает структурный дефицит границы «Я», как процесса ограничения «Я» решающей фазы развития образа-«Я», идентичности [57;609]. Поэтому помощь в установлении границ физического «Я» положительно влияет на чувство уверенности в себе, на способность к установлению эмоциональных контактов с окружающими, а положительно влияя на эти симптомокомплексы психических свойств личности способствует повышению самосознания – адекватности представлений о себе, развитию образа «Я» - залога удачной социальной адаптации ребенка.