Смекни!
smekni.com

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников (стр. 3 из 11)

В.А.Сухомлинский считал, что ребенка, наслаждающегося красотой природы и окружающей обстановки, легко вовлечь в активный, преобразующий труд. И это действительно так! Школьники с удовольствием озеленяют школьные дворы, разбивают клумбы, ухаживают за цветами, поливают и пропалывают, организуют выставки цветов, устраивают в школе зимние сады.

Проблема экологического состояния Земли заставляет учителей вновь обратиться в воспитании учащихся к первоосновам жизни и использовать природу как средство духовного роста и гармонизации; развивать у учащихся чувство прекрасного, научить эмоционально, адекватно ориентироваться в окружающей действительности, отличать истинно красивое, действительно беречь, ценить его во всех проявлениях. Развивать чувство прекрасного, экологически воспитывать школьников можно и нужно путем объяснения, активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях живописи, литературы, музыки, фотографии, кино и хореографии.

Школьники учатся оценивать эстетические достоинства природных объектов в самой природе и в формах ее художественного освоения – в литературе, живописи, музыке, фотографии, кино и др. Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Поэты воспевают ее в проникновенных стихах. Музыка – самое глубинное средство расширения мирочувствительных пространств сознания

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир красоты и вполне наслаждаться ею. Чтобы открыть глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Этот период падает более всего на годы обучения в школе. К.Д.Ушинский в своей педагогической теории и практике отводил эстетическому воспитанию, и общению с природой в частности, большое и заслуженное место. Красота природы, считал он, является могучим агентом в воспитании человека. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К.Д.Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание.

Убеждение в огромном воспитательном влиянии красоты вообще и прежде всего прекрасной природы вынес из своей плодотворной учительской деятельности и В.А.Сухомлинский. Сухомлинский утверждал: "Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты мира творила красоту в нем самом". На первом месте в решении этой задачи стоит природа. Воспитание природой называлось Сухомлинским школой под голубым небом, открывающей перед детьми окно в мир. Самый метод эстетического воспитания природой представляет собой научение правильно радоваться ей. "Красота сама собой влияет на душу – замечал Сухомлинский – и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали у цветка лепестки и анализировали, в чем сущность красоты". Учить умению правильно видеть и слышать мир – значит формировать вкус к природе, следовательно, и вкус к жизни, к бытию вообще. Воспринимать и понимать природу сердцем – значит познавать ее в истинном свете и полноте проявлений.

Как научить детей отзываться на все это великолепие природы, проникаться до восторга ее смыслом и певучей гармонией? Как отдавать им вместе с сердцем свое зрение и слух, чтобы состоялся молчаливый, но многозначительный разговор с природой? Отыскание всякий раз ответов на эти вопросы и было решением важнейшей педагогической задачи воспитания природой.

Важным способом эстетического воспитания является живое познание родного края. Чтобы полнее ощутить красоту родной земли, ее надо прошагать, остановиться, рассмотреть что-то, залюбоваться, подумать – эстетически созерцать мир.

Жалки те люди, считал В.А.Сухомлинский, которые не имеют духовной опоры в своей жизни. Ребят нельзя оставлять ожесточенными или равнодушными. Человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское – страшно. Чрезвычайно важно предотвратить очерствение души, притупление внимания к внешнему миру, остановку в духовном развитии детей.

Ход вещей показывает, что экология тесно переплетается сегодня с эстетикой, и наоборот. Законы природных уравновешивающих связей и гармонические законы красоты взаимопроникают. В основе экологии и эстетики природы лежит один и тот же всеобщий принцип естественной гармонии, раскрываемый разными способами. Экология в поисках широких обобщений и единой картины природных процессов заметно продвигается к эстетике, по-своему раскрывая красоту вещей. Эстетика природы, в свою очередь, проливает свет на сущность экологических процессов. Жизнь обязывает сегодня воспитывать у всех людей с детских лет эстетико-экологическое мировоззрение. В решении эстетико-экологических задач школе принадлежит большая роль. Нужна соответствующая методика, которая включила бы в себя не только показ природы и рассказ о ней, поэзию природы в русской литературе и живописи, природоохранные меры и непосредственное строительство природы, но и систему современного образно-окрашенного знания о природе. Эстетико-экологическое сознание является сознанием подлинно общественным, гражданственным и деятельным. Оно предполагает практическую готовность сохранять радости, которые дарит нам природа, для себя и других людей, для всех грядущих поколений.

Человек должен научиться жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с законами природы – экологическими и эстетическими. Речь идет о формировании человека великодушного к людям и природе, способного любовью сберечь мир.

1.3 Природа в музыке

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отношением к осени, многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место, - Фета, Тютчева, Баратынского, Блока; европейскую поэзию – Томсона (цикл из 4-х поэм "Времена года"), Жака Делиля, лирические пейзажи Г.Гейне в "Книге песен" и многое другое.

Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она "открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью", природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать "жажду жизни". Чайковский писал в дневнике о своей способности "в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни".

Клод Дебюсси писал о том, что "музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию". Художники-импрессионисты (К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане) стремились передать на картинах свои впечатления от окружающей среды и, в частности, природы, наблюдали за ее изменчивостью в зависимости от освещения и времени суток и стремились найти новые средства выразительности живописи.

Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Помимо Чайковского и Дебюсси, здесь можно вспомнить А.Вивальди (программные концерты "Ночь", "Буря на море", "Времена года"), Й.Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", квартеты "Жаворонок", "Восход солнца"), Н.Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), Л.Бетховена, М.Равеля, Э.Грига, Р.Вагнера. Чтобы понять, каким образом тема природы может быть выражена в музыке, как связана природа с музыкой в творчестве различных композиторов, необходимо обратиться к специфике музыки как вида искусства, к ее выразительным и изобразительным возможностям.

"Музыка – чувство пережитое и обозначенное посредством мелодического образа, подобно тому как наша речь – мысль пережитая и обозначенная посредством языка", - так говорил о музыке швейцарский дирижер Ансерме; более того, он считал музыку не просто выражением чувства, но выражением человека посредством чувства.

Л.Толстой называл музыку "стенограммой чувств" и сравнивал ее с забытыми мыслями, о которых помнишь только, какого они были характера (грустные, тяжелые, унылые, веселые) и их последовательность: "сначала шло грустно, а потом успокоилось, когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка", - так писал Толстой.