Смекни!
smekni.com

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников (стр. 6 из 11)

Особое место в теории музыкально-эстетического воспитания занимает музыкальная эстетика, которая является, как и педагогика, методической основой музыкального воспитания.

Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальное воспитание базируется на нескольких принципах музыкальной эстетики. Первым можно считать положение о содержательности музыки, постулаты которые исповедовал Б.Л.Яворский. Он считал, что специфическая система образов для времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что музыкальные образы характеризуют эпоху и стиль; что нет чистой музыки, всякая музыка программная и содержательна. Очень важно отношение ученого к музыке как информационно-языковой системе. "Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой он являлся."

Музыкальное образование направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающий школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.

Учебный предмет "Музыка" в начальной школе имеет следующие задачи:

- увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. Развить эмоциональную сферу учащегося.

- Развить музыкально-образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами.

- Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации),движения под музыку и ее пластическое интонирование.

- Развить музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкальным самообразованием.

С задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков: 1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство, как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла. 2) язык искусства — художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства.3) творческая потенция - развитое ассоциативное мышление, как основа творческой способности. [8,9]

Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке. В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню поэтичной, образной, нежной, веселой и грустной, величественной и шутливой [4,с.32]. Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский "Как мой садик свеж и зелен", "Кукушка", "Мой Лизочек …" "Подснежник" из цикла "Времена года", "Осень" из этого же цикла, "На тройке").Младшие школьники смогут почувствовать, как композитор М. Мусоргский в увертюре к опере "Хованщина" – "Рассвет на Москве - реке" создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина "Князь Игорь" музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто "разряженные" звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего. [21,с.55]

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: "Грезы зимней дороги", "Угрюмый край, туманный край". В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти. Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов – Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В операх "Русалка" А. Даргомыжского, "Садко" Н. Римского – Корсакова, балете "Конек - Горбунок" Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно интересен танец "Океан и жемчужина" в постановке А. Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.

Все это на уроке музыки дает школьникам представление о природе, окружающем мире, которым пропитана музыка народная и музыка композиторская, о ее экологии, о ее необходимой защите. Необходимо на уроках музыки использовать наглядность, где изображена природа, а так же использовать беседы о природе, экологии, защите живого мира, флоры и фауны, о чистоте родного края. Пение песен на тему природы благотворно влияет на их отношение к живому миру. Для воспитания любви школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь в музыке образы природы звучат по – особому, неповторимо, утверждая и славя ее красоту и ценность.[5,с.129]

Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем как в работе отдельных учителей музыки, так и в ряде программ по музыке. Например, в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель", фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко.

Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме "Музыка и ты", имеют одно общее свойство – трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы 20 в.: "Пастораль" (из "Сюиты в старинном стиле" для скрипки и фортепиано) и "Наигрыш" - А.Г.Шнитке, "Пастораль" из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель" – Г.В.Свиридов. Страницы учебника-тетради для 1-го класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня. В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую куртину вечернего покоя, тишины. [16,с.142]

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: "Жаворонок" М.Глинки, "Поет зима, аукает" Г.Свиридова, "Рассвет на Москве-реке" М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: "Прелюдия соль мажор" С.Рахманинова и картина И.Левитана "Весна.Большая вода". Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края.

В 6-м классе по программе "Музыка" Е.Д.Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А.Римский-Корсаков. Композитор назвал свою оперу "Весенней сказкой" и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года – весна – неизбежно уходит, уступая место лету. Слушая музыку, ощущаешь очарование русской природы, красоту русской песенности, пронизывающей всю оперу. Сто лет слушают миллионы людей – и детей и взрослых – эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни чистые, добрые человеческие чувства.