Смекни!
smekni.com

Технические средства образования в детском саду (стр. 2 из 8)

Диафильм-рассказ или диафильм-повесть - это сюжетно-повествовательное произведение, отражающее различные стороны жиз­ни на реальной основе. Для него характерно динамичное разви­тие сюжета.

В детском саду и начальных классах школы художественные
жанры диафильмов основные. Их эффективность определяется занимательной сюжетной формой. И чем активнее в них действуют
персонажи, тем выше интерес детей к развертывающимся событи­ям, а следовательно, лучше усвоение материала. Используются та­кие диафильмы главным образом для развития речи и формирования нравственных представлений.

Диафильм-очерк - основной, наиболее распространенный жанр школьных учебных диафильмов. В нем есть единая сквозная идея, которая развивается на протяжении всего очерка. Но по сравне­нию с сюжетным диафильмом в нем ограниченно использованы художественные средства. Кадры диафильма подбирают из гото­вого иллюстративного материала: из книг, экспонатов музеев, фо­тографий, что сковывает развитие сюжета. К тому же качество и с-тиль иллюстраций, подбираемых из разных источников, очень раз­личны. Отсюда значение текста в очерке возрастает: он связывает разнохарактерный изобразительный материал, преодолевает разоб­щенность кадров, придает динамичность излагаемому материалу. Содержание диафильма-очерка усваивается учащимися с боль­шим напряжением сил из-за отсутствия занимательного сюжета. Да и по характеру изложения очерк обычно насыщен значительно боль­шим количеством познавательного материала.

Для удобства применения в классе выпускают фрагментарные диафильмы-очерки, в которых каждый фрагмент используется во время объяснения соответствующего раздела программы.

Учебные диафильмы очень разнообразны по своему дидактичес­кому назначению. Это не только информативные диафильмы, но
и диафильмы-задачи, грамматические диафильмы, проблемно-поисковые и др.

По построению диафильмы могут быть целостными и фрагмен­тарными. Во многих случаях фрагментарные диафильмы удобнее в использовании. Диафильмы из 30 кадров велики для одного уро­ка, их все равно приходится использовать отдельными частями. Не­редко в диафильмы для активизации познавательной деятельности учеников включаются кадры, содержащие несложные задания в виде вопросов, незаконченных изображений, ситуаций, аналогичных рассмотренным, и т.п. Выпускаются диафильмы, содержащие от­дельные кадры кинофильма с титрами.

Объем диафильма определяется не только числом кадров. Су­ществен вопрос о времен, отводимом на демонстрацию всего диафильма как целостного произведения. Нельзя использовать два диафильма на одном уроке или занятии, но показ двух фрагментов из разных диафильмов вполне целесообразен.

Важен вопрос и об оптимальном времени усвоения содержания каждого кадра, т. е. величины интервала между кадрами, что зави­сит от их содержания. Если на экране появляются карты, схемы, чертежи и т.е., требуется больше времени для их понимания и за­поминания, чем при показе портрета или пейзажа. Плодотворнее на уроке и занятии применять короткие диафильмы, имеющие мень­шее число кадров и четко выраженную единую тему.

Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается
субтитрами. (Нередко в кадры включены титры, ориентирующие
учащихся на выполнение конкретных заданий («Допиши», «Ответь на вопрос», «Составь предложение»), и кадры для самопроверки.

При работе с диафильмами некоторые учителя ограничиваются чтением субтитров. Такую методику можно считать оправданной только в том случае, когда подписи под кадрами, не повторяя тек­ста учебного пособия, дают четкую и необходимую для решения задач урока информацию.

При демонстрации большинства диафильмов учителю следует предложить учащимся провести сравнение материала диафильма с ранее изученным, опираясь на свой личный жизненный опыт. Объяснение изображения на экране с помощью наводящих вопро­сов занимает больше времени, но оно эффективнее. Умело постав­ленные вопросы постепенно подводят детей к самостоятельному по­ниманию материала и к правильным выводам. Выразительность чтения текста диафильма учителем помогает учащимся лучше по­нять его содержание.

Диафильм позволяет лучше рассмотреть внешний вид, форму, представить относительные размеры изучаемого объекта, так как в нем новые понятия раскрываются путем детального показа с раз­ных сторон. Для активизации учащихся задают вопросы во время демонстрации диафильма. Они должны быть конкретны и направ­лены главным образом на мобилизацию внимания, уточнение де­талей изображения, выявление их роли в раскрытии содержания изображения. Ответы на эти вопросы предполагаются краткие, од­носложные. В более редких случаях учащиеся дают развернутые от­веты с места или с выходом к экрану.

Разнообразна работа по содержанию диафильма после его про­смотра: описание детьми понравившихся кадров и эпизодов; крат­кое изложение сюжета и его домысливание: составление вопросов к отдельным кадрам или фрагментам; ответы на вопросы учителя, поставленный до, во время и после просмотра; рисование по памя­ти, придумывание начала или продолжения, восстановление цело­го по показанным фрагментам (восстановление сказки, стихотво­рения и др.) и т.п.

Например, при помощи зрительного образа на уроке создается ситуация для развития речи. Экранное изображение в этом случае выполняет функцию зрительной опоры для словарной работы, со­ставления определенных речевых конструкций, предложений, корот­ких рассказов и других работ творческого характера. По кадрам ди­афильма легче обучать детей всем видам пересказа, состав пению пла­на. Можно убрать текст из кадра диафильма, прикрепив полоску темной бумаги на рамку диапроектора, и предложить учащимся са­мим составить субтитры для такого диафильма, а потом сравнить с текстом оригинала. Умело используя диафильм, развивают речь, творческие способности и обогащают мышление учащихся. Язык диафильма служит образцом литературного языка. Усваивая и за­поминая текст, учащиеся пополняют свой активный словарь.

При создании диафильмов и диапозитивов, как правило, исполь­зуются высококачественные фотографии и рисунки, которые отве­чают требованиям занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, рукоделию, тем более что по искусству было в свое время выпущено много как диафильмов («Виды изобразительного искусства» и др.), так и диасерий («Виктор Васнецов», «Р. И. Шиш­кин», «Жостовские подносы», «Русские лаки. Федоскино» и др.).

Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким об­разом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не толь­ко развитию активности мышления, но и формирует его самостоя­тельность, способность к умозаключениям.

О глубине понимания и прочности запоминания познаватель­ного материала диафильма судят по качеству рассказов учащихся, которые должны отвечать следующим требованиям: верно и в ло­гической последовательности пояснять кадры; правильно выявлять причинные связи между предметами и явлениями; не ограничиваясь изложением содержания текста и дополнениями учителя, рас­ширять и углублять комментарии к кадрам диафильма.

Использование диапозитивов и диафильмов в дошкольных учреждениях и в начальной школе стимулирует самостоятельное твор­чество детей: они играют в увиденные сюжеты, придумывают по просмотренному загадки, задачи, сказки.

Эффективное применение статичных экранных пособийзависит от той роли, которую играет учитель. Зрительный образ, создавае­мый тем или иным кадром, не исчерпывает полностью дидактиче­ского назначения экранного материала. Так, демонстрация кадра, содержащего информацию о многоугольниках, не формирует у учащихся логического определения понятия многоугольника, а лишь помогает создать у них конкретное представление об этих геомет­рических фигурах. Подписи под кадрами в какой-то мере устраняют неполноту зрительных представлений, однако и они не исчер­пывают содержания кадра, а дают лишь направление для анализа изображения.

Все изложенное выше показывает, что учащимся принадлежит при работе с диафильмами и диапозитивами активная роль, кото­рая не сводится к простому комментированию зрительного ряда Учащиеся, опираясь на конкретные зрительные образы, под руко­водством учителя сравнивают, анализируют, выделяют главное, делают определенные логические умозаключения, обобщения. Та­ким образом, учитель организует единый процесс образного вос­приятия и активной мыслительной деятельности учащихся.

Целый ряд диафильмов и диапозитивных серий построен по проблемному принципу.

Примером может служить диафильм к повторительно-обобщающим уро­кам по истории Древнего мира «Что и как изучает история Древнего мира». Он содержит удачно продуманные и хорошо сочетающиеся с иллюстратив­ным материалом вопросы и задания, активизирующие мыслительную деятель­ность учащихся. Например, на основе сопоставления двух изображений уча­щимся предлагаются следующие задания: «Сравните внешний облик перво­бытных людей. Какие изменения происходили в нем? За какое время они происходили? Почему изменились первобытные люди?» К кадру, иллюстри­рующему охоту первобытных людей, поставлен вопрос: «Как вы думаете, могли ли первобытные люди жить в одиночку? Обоснуйте ответ с помощью изображения».

В большинстве учебных диафильмов в начале или в конце есть кадр (или кадры), озаглавленный «К сведению учителя», в котором даны краткие методические указания по его использованию, что должно восприниматься учителем только как рекомендация.

Могут использоваться и озвученные диафильмы. Это обычный цветной диафильм (как правило, рисованный), но без текста. К нему прилагается грампластинка с записью либо музыки, либо художе­ственного чтения в исполнении известного актера или самого авто­ра, либо фоноспектакль. Кадры диафильма переводятся по звуко­вым сигналам. Такие комплекты можно использовать как на заня­тиях, так и во внеучебное время.