Смекни!
smekni.com

Технические средства образования в детском саду (стр. 5 из 8)

В старших классах звукозаписи можно использовать при инди­видуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уро­вень самостоятельности - от передачи на головные телефоны уча­щегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до об­щих или отдельных уточняющих указаний.

Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специаль­ных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и каби­нетов по иностранному и русскому языкам дает возможность уча­щимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача труд­ная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (же­сты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитоальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечи­вают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке.

Этапы работы учителя на уроке с применением звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.

Вопрос о месте звукозаписи на уроке решается в зависимости от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, что фонозапись не может заменить объяснения программного материа­ла, она лишь составная часть излагаемого учителем: введение в рас­сказ, иллюстрация, продолжение, завершение его.

Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; сопо­ставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встреча­ются разночтения, требующие предварительного комментария; хро­нометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринима­ются учащимися); формулирует вопросы к учащимся.

При планировании намечается место звукозаписи в ходе уро­ка, которое определяется теме и, спецификой изучаемого матери­ала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обраща­лось внимание, - той целью, которую ставит перед собой препо­даватель.

Содержание, форма и количество используемых на уроке звуко­записей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприя­тию фонозаписи. Обычно при укреплении и особенно повторении темы звукозаписи отводится больше места, чем при изложении но­вого материала, так как прослушиванием записи нельзя подменять слово преподавателя. Ни одне даже самая уникальная запись не может заменить живого слова учителя.

Перед прослушиванием звукозаписи (лучше перед повторным, что­бы не нарушать целостности восприятия и не снять эмоционально­го настроя) целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильны­ми для них, учитывать их знания, развитие, возраст.

После прослушивания записи обязательно нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.

Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, наце­лил их на определенную деятельность, как организовал последую­щую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.

Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным
предметам различны.

На уроках русского языка и литературы она зани­мает значительное место при анализе текста литературного произ­ведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи.

Фонохрестоматия по русской литературе включает литератур­ные, документальные, музыкальные звукозаписи; художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произ­ведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы.

Записи программных художественных произведений содержат лучшие образцы исполнения мастерами художественного слова ли­тературы; произведений, изучаемых в школе. Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В. И. Кача­лова. В. Н. Яхонтова, А. Н. Грибова, И. В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глуби­не восприятия художественного произведения, усиливает эмоциональное готическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию. Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и по­стоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к куль­туре своей речи, более тщательной предварительной подготовки.

Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок опре­деляет характер вопросов и заданий перед прослушиванием.

Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича» к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, свя­занное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера гово­рить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие.

Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей ра­боты, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Рабо­та над образами литературных героев с привлечением звукозапи­сей способствует более глубокому проникновению в текст, позво­ляет почувствовать силу искусства слова.

Если цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И. А. Крылова в исполнении А. Н. Грибова и И. В. Ильинско­го, чтение стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» В.Н.Яхон­товым и А. М. Шварцем.

Перед прослушиванием учащимся предлагают сопоставить исполнительскую манеру чтецов, установить различия в их испол­нении. При этом анализ приемов выразительного чтения тесно свя­зывают с работой над литературным текстом. Работу завершают чтением произведения учащимися. Их исполнение не должно сво­диться к слепому подражанию мастерам художественного слова, они могут дать свою интерпретацию произведения и обосновать ее. Чтение некоторых учащихся записывают на магнитофон и вос­производят здесь же, на уроке. Этот прием весьма эффективен: уча­щиеся, слушая собственное исполнение произведения и сравнивая его с образцами, легче находят ошибки и недостатки в своей речи, которые тут же исправляются.

По грамзаписям фонохрестоматии можно, как по обычным тек­стам, проводить обучающие изложения.

На уроках истории применяют как документальные запи­си, так и художественные отрывки, воспроизводящие на докумен­тальной основе исторические события. Они помогают учащимся глубже проникнуть в историческую действительность, конкретизи­руют ее и способствуют созданию ярких образов. В них звучат го­лоса очевидцев событий или записи с места события, которые не только имеют большое познавательное значение, но и вызывают у учащихся глубокий эмоциональный отклик.

На уроках иностранного языка звукозапись приме­няют для обучения восприятию иностранной речи на слух, для уп­ражнений в речевой практике учащихся. На материале звукозапи­сей проводят разнообразную работу: пересказ учащимися прослу­шанного текста, ответы на вопросы, связанные с содержанием звукозаписи, диалогическое воспроизведение текста и др.

На уроках физического воспитания звукозапись играет роль функциональной музыки, которая стимулирует и регу­лирует физиологические и психические процессы человека при выполнении им мышечной работы. Музыкальное сопровождение повышает эмоциональное состояние учеников, вызывает стремле­ние выполнять движения энергичнее, вырабатывает чувство рит­ма. Все это усиливает воздействие упражнений на организм, спо­собствует успешному их освоению. Музыку подбирают в соответ­ствии с ритмом и характером выполняемых упражнений. Основные условия применения функциональной музыки на учебных занятиях по физической культуре:

- дискретное (прерывающееся, дозированное) использование му­зыки в течение занятия на разных этапах и с разным подбором музы­кальных программ, служащих целям врабатывания, лидирования музыкального сопровождения и успокаивания в конце занятия;

- чередование музыкально озвученных и обычных уроков;

- использование музыки только при выполнении простых или хорошо отработанных упражнений.

Музыка должна звучать без сопровождения речи или других звуковых помех. Необходимые в это время команды следу­ет осуществлять с помощью показа или специально оговоренных сигналов.

Музыкальная программа занятия должна вызывать у учеников положительные эмоции.

На уроках математики, физики, химии звукозапись используют в основном для проведения диктантов, организации са­мостоятельной работы учащихся.