Смекни!
smekni.com

Технические средства образования в детском саду (стр. 6 из 8)

Для проведения диктанта учитель заранее составляет контрольный текст в виде вопросов и логически неоконченных фраз. Затем этот текст он записывает на магнитофон, повторяя каждый вопрос 2-3 раза с интервалом между ними, достаточным для обдумывания уче­никами очередного вопроса и записи ответа в тетради.

На уроках физики звукозапись может быть использована при постановке опытов но разделам «Звуковые колебания и вол­ны», «Электромагнитные колебания». По первому разделу большую помощь учителю окажет набор грампластинок «Акустика».

Очень часто используются фонозаписи в начальной школе.

В 70-80-е годы для младших школьников были созданы разно­образные звуковые пособия: «Песни для заучивания в начальной школе», «Музыкальные произведения для прослушивания в началь­ной школе», «Физкультура в 1, 2, 3 классах», «Утренняя гимнасти­ка для школьников 7-8-9 лет» и др. Вышло много пластинок с за­писью голосов птиц и зверей, детских радиопередач и радиоспек­таклей и специально созданных и записанных познавательных театрализации.

Слушая музыкальные записи, младшие школьники учатся опре­делять характер и средства музыкальной выразительности, разли­чать звучание отдельных инструментов и оркестра, сольного и хо­рового пения, певческих голосов, получают представление о мело­дии и аккомпанементе, разных музыкальных жанрах.

Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к уро­кам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и про­буждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное са­мостоятельно.

Таковы разнообразные приемы применения звукозаписи в шко­ле. Эти приемы, однако, не исчерпывают всех возможностей, кото­рые расширяются, когда звукозапись выступает в сочетании с дру­гими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщатель­ной предварительной подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали.

3. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе

Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особен­ностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экра­на, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереаль­но представить при словесном изложении с использованием дру­гих средств обучения.

Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных вырази­тельных возможностях фильма (о которых уже шла речь в главе вто­рой), позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чув­ства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.

Темп предъявления информации с экрана задается его создате­лями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определен­ными паузами.

Управление процессом восприятия информации с экрана опреде­ляется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, ис­пользованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, диктор­ским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ни­чего изменить не может.

Целостность и законченность экранно-звукового пособия со­стоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логичес­ки целостную информацию с определенной методикой ее подачи. Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:

а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;

б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непо­средственным наблюдениям;

в) с процессами и явлениями, характерной особенностью кото­рых является движение, развитие;

г) с очень медленно или очень быстро протекающими процесса­ми или явлениями;

д) с микро- и макрообъектами.

Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фраг­ментов и кинокольцовок; видеофильмов.

Требования к учебному фильму:

1) четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма;

2) отсутствие многотемности;

3) простое композиционное построение кадра с четким выделе­нием главного;

4) дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение;

5) дикторский текст должен иметь паузы, для того чтобы не ме­шать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения;

6) занимательность фильма, использование разнообразных спо­собов и приемов съемки;

7) показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах;

8) создание проблемной ситуации;

9) включение в текст изложения вопросов, заданий, если необ­ходимо, инструкций;

10) короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.

Дидактические функции учебного фильма на уроке: источник но­вых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобще­ния и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспо­могательное средство при контроле знаний. Подавляющее большин­ство фильмов можно использовать в различных учебных ситуаци­ях в зависимости от целей и содержания урока. Так, видовые филь­мы о временах года («Весна», «Зима», «Осень», «Лето») на уроках природоведения сначала можно смотреть по частям: признаки вре­мени года, деятельность людей, а на обобщающем уроке - просмот­реть целостно. Но это не значит, что структура и содержание филь­ма строго предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач.

Широко используются фильмы для творческой работы на уро­ках русского языка. Если учитель ставит цель научить детей писать сочинения-описания, лучше обратиться к видовым фильмам. Для развития логического мышления, способностей рассуждать и дока­зывать целесообразнее использовать документальные, историче­ские фильмы, фильмы-экскурсии. Для формирования умений давать характеристики героям видеосюжетов, оценку разворачивающим­ся на экране событиям рекомендуется просмотр короткометражных художественных сюжетно-ролевых фильмов.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видео­фильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в ка­кой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст: каковы дидактические возможности фильма в срав­нении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме); в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и за­дания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается ре­шение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без ком­ментария учителя.

Необходимо продумать время фильма в структуре занятия.

При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на дру­гих учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися.

Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего за­дания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уро­ке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжитель­ное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой те­мой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не рас­крывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздержи­ваться от его комментария; он целесообразен только в случае исполь­зования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий дол­жен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать уча­щихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

- пояснить непонятные места фильма;

- обратить внимание детей на главные моменты, которые необ­ходимо твердо запомнить;

- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содер­жание;