Смекни!
smekni.com

формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства (стр. 10 из 11)

Для учителей, ставящих задачу учить, «исходя из ребенка», всегда имея в виду его интерес к игре и творчеству как внутренней сути детского познания мира, мы предлагаем взять в основу следующие принципы обучения и воспитания:

1.Опора на наглядно-образное мышление.

2.Развитие личности школьника на основе раскрытия его индивидуальных творческих способностей, формирование общечеловеческой системы ценностей, гуманного отношения к природе, жизни, обществу и самому себе.

3.Духовное очищение искусством.

4.Формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной и других видов деятельности.

Результаты исследования, основывающиеся на анализе путей исторического развития башкирской народной музыки, произведений профессиональной детской музыки башкирских композиторов, опытно-экспериментальной проверки некоторых приемов использования песен башкирских композиторов в учебно-воспитательном процессе, позволили нам придти к следующим выводам:

1.Песни башкирских композиторов, написанные в лучших традициях народной музыки, обладают большими педагогическими возможностями, которые, будучи правильно использованы на уроках музыки в средней школе, выступают как важное средство формирования духовной культуры школьников.

2.В проведенном исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться формирование духовной культуры школьников. Первое направление должно быть связано с обогащением школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание произведений, выработку у учащихся правильного, с точки зрения общечеловеческой морали, отношения к своей Родине, к другим людям, труду, к родной природе и ее животному миру; умение видеть красоту в этих отношениях. Критериями отбора и создания песен для учащихся должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с родной музыкальной культурой.

3. Для формирования духовной культуры к музыке необходима правильная организация оценочной деятельности учащихся, предполагающая развитие у школьников определенных знаний, музыкально-исполнительских навыков, а также осуществление всей воспитательно-образовательной работы на основе детского творчества.

4. Уровень сформированности нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства, в частности к детской башкирской музыке, у учащихся общеобразовательной школы возрастает при создании определенных педагогических условий.

5. Опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности нетрадиционных форм использования башкирской музыки в формировании духовной культуры школьников, таких, как урок-экскурсия, урок-монография, урок-концерт, семейные музыкальные конкурсы фестивали, викторины и т.д.

6. Помимо общеизвестных методов воспитания нравственности, на уроках музыки и во внеклассной работе могут быть использованы так же методы, учитывающие региональный компонент: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций.

7. Опытно-экспериментальная работа подтвердила важность специального подбора музыкального репертуара для формирования у детей этико-эстетических категорий, таких, как: любовь к окружающему миру, природе, матери, дружба, взаимопомощь, добро, сострадание, милосердие, интернационализм, патриотизм, храбрость, мужество, трудолюбие, терпение, самообладание.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:

1. Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников.

2. В решении этой проблемы особая роль принадлежит формированию духовной культуры средствами музыки, в частности, музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.

3. Приобщение к башкирской национальной музыке наиболее эффективно в школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей.

4. Национальные музыкальные традиции, обычаи башкирского народа, их роль в духовном развитии детей не утратили и сегодня своей значимости: богатое наследие устно-поэтического музыкального творчества башкир, традиция откликаться кубаирами, баитами, песнями на исторически важные события являются ярким показателем народных методов формирования духовной культуры школьников.

5. Башкирская музыка обладает значительным духовным потенциалом. В условиях национальной республики необходимо обращаться, помимо изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры, к произведениям башкирских композиторов для воспитания в детях чувства патриотизма, интернационализма, коллективизма, гордости за свою страну и других нравственных качеств.

6. Психолого-педагогическими условиями формирования духовной культуры является использование следующих методов: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.

7. Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют, что использование башкирской музыки является эффективным средством духовного воспитания детей разных возрастов.

8. Обращение к башкирской музыке разных народов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения, в частности, в Республике Башкортостан. Богатые традиции нравственно-эстетического воспитания этносов способствуют формированию национального самосознания и межнациональной терпимости, утверждению качественно новой – межнациональной формы социального бытия развивающейся личности ребенка, включающей также и национально-музыкальные формы социальной организации детского сообщества – от хороводов и плясок до углубления в собственную национальную музыкальную культуру.

Исследование, безусловно, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики формирования духовной культуры необходимы, поскольку не все социальные преобразования создают нравственные ориентиры. Использование духовного потенциала башкирской музыки в процессе музыкально-эстетического воспитания способствует формированию мировоззрения школьников.


БИБЛИОГРАФИЯ

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. статей / Отв. ред. Э. В. Бурмакин. – Томск: Изд- во (в дальнейшем – БКИ), 1962. – 600 с.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.- 352

Алиев Ю.Б.Настольная книга школьного учителя – музыканта – М. Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 336с.: ноты.-

(библиотека учителя музыки).

Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили. 1998.-80 с.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983.-222с

Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика/ БашГПУ. – Уфа, 1998. – 141 с.

Атанова Л.П. Композиторы Башкирии: Краткий биографический сборник. – Уфа: БКИ, 1982. – 125 с.

Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. – Уфа, 1996. – 242 с.

Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Музыка – школа – труд. – Уфа – Стерлитамак, 1997. – 45 с.

Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка: Наследие. – Уфа: Изд-во УГИИ, 1996. – 105 с.

Ахметжанова Н.В. В мире башкирской музыки: Сб. Статей. – Уфа:Изд-во УГИИ, 1995. – 119 с.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.

Баймурзина В.И. Теория и практика башкирской народной педагогике: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1995. – 135 с.

Башкирская профессиональная музыка / Сост. А.С. Рашитова, Г.Я. Баймурзина. – Уфа, 1994. – 168 с.

Башкирские народные мелодии / Сост. Р.С. Сулейманова. – Уфа, 1991. –104 с.(на баш. яз.)

Башкирский фольклор: Исследования и материалы: Сб. Статей. – Уфа, 1995. – 205 с.(на баш. и рус. яз.).

Башкирское народное творчество: Песни. – Уфа, 1989.–128 с.

Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. –627 с.;илл.

Бахтизина Д.И. Красота. Добро. Истина: Сборник изречений о духовности, творчестве, искусстве. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 158с.

Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: Прошлое и настоящее. – Уфа, 1989. – 245 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение. 1968. – 415 с.

Вопросы искусствоведения / статьи о творчестве З.Г. Исмагилова. / Уфа: БКИ , 1986. – 96 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 519 с.

Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: МГУ, 1995. – 160 с.

Галина Г.С. Башкирские баиты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика. – Уфа, 1998. – 24 с.

Губайдуллин Н.Ш., Шафиева Г.С. Методическое пособие к урокам музыки в 4-7 классах башкирской школы. – Уфа: БКИ, 1975. – 79 с. (на баш. яз.).

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.