Смекни!
smekni.com

формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства (стр. 2 из 11)

Формирование будущего невозможно без анализа культурно-исторических оснований всей предшествующей культуры, с одной стороны, породившей глобальные проблемы человечества, с другой, имеющей позитивный опыт выхода из кризисов разной степени всеобщности. В современном понимании классическая музыка – это музыкальные шедевры прошлого и настоящего, произведения исключительных художественных достоинств, которые составляют золотой фонд мировой музыкальной культуры: сочинения Баха, Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова и многих других выдающихся композиторов. Это самая сложная область музыкального искусства, поскольку классическая музыка обращается к вечным вопросам Бытия. В центре классических музыкальных произведений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы, поэтому не только восприятие, но и осмысление музыкальных шедевров требует специальной интеллектуальной подготовленности школьников.

Духовное возрождение предполагает эффективное сохранение историко-культурного наследия, значительной частью которого является музыкальное наследие. В регионах РФ наметился переход от исследования и сохранения духовного наследия национальных культур к его развитию. Сформулированы концепции этнокультурного возрождения народов и в Республике Башкортостан. Процессы возрождения языка, культуры в Республике Башкортостан повлияли на изучение и сохранение музыкального наследия. В традиции вокального и инструментального исполнительства, как сольного, так и ансамблевого в сопровождении народных музыкальных инструментов, привносятся инновации в области особенностей построения и исполнения эпоса, интонирования, композиторской школы. Инновационные процессы отразились на развитии школьно-песенного репертуара музыкальной культуры.

Несмотря на достаточно частое применение в науке термина «наследие», не имеется единой трактовки данного понятия. В качестве базовых источников в раскрытии сущности «наследия» («всемирное наследие», «культурное наследие», «природное наследие», «культурно-историческое наследие») нами изучены государственные документы:

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, вступила в силу в 1975 г., в 1992 г. ратифицирована 123 странами, в том числе и Россией, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002. №73-Ф3, в которых чётко даны определения различных сторон данного понятия.

В целом, под понятием «наследие» в работе понимается явление культуры, полученное от предыдущих эпох, от предыдущих деятелей. Закономерным является изучение культурно-исторических условий формирования и развития духовной культуры. Наиболее важную роль национального искусства раскрыта в педагогических трудах конца XVI-середины ХХ веков. Особое внимание нами уделяется педагогической концепции Я. А. Коменского, который создал целостную теорию воспитания и обучения, отводя в ней важную роль музыкально-эстетического воспитания как средство формирования духовной культуры учащихся. Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась на протяжении ХХ века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и многими другими. Работы Асафьева о музыкальном воспитании сыграли большую практическую роль в период 20-х гг. Интересны его мысли о необходимости развития музыкально - творческой реакций детей, о качествах, которыми должен обладать учитель музыки в школе, о месте народной песни в музыкальном воспитании детей. Большой вклад в дело духовного воспитания современных детей внесла Н. К. Крупская. Рассматривая подрастающих поколений как одно из важных средств общего подъёма культуры в стране, как метод всестороннего развития, она обращала внимание на то, что каждое из искусств имеет свой язык, который необходимо усваивать школьникам в средних и старших классах общеобразовательной школы. "...Музыка, - отмечала Н. К. Крупская, - помогает организовываться, действовать коллективно... имеет громаднейшее организующее значение, и она должна идти с младших групп в школе".

Под влиянием народной музыки складывается школьно-песенный репертуар. Возникает потребность в сборниках популярных народных песен, и как следствие этого, начинается собирание и издание народной музыки (первая публикация русских народных песен с напевами относится к 1776 году). В 60-е годы прошлого столетия интерес к жизни народа и его культуре заметно возрастает, собирание, и изучение фольклора приобретают общественно-политическое значение. Во многих журналах, сборниках и исследованиях, в местных газетах публикуется описание детского быта, игр, детские стихи и песни. С 60-х годов начинают выходить специальные сборники детских песен. Педагогическая направленность их определяла подбор материала. В сборник П. Бессонова («Детские песни», 1868) включены почти все жанры детского фольклора, а расположение материала отражает развитие ребёнка от младенчества до отрочества; ноты даны в приложении, и только к некоторым песням. Сборник М. Мамонтовой целиком построен на некоторых мелодиях, он называется «Детские песни на русские и малороссийские напевы»(1872). В 1875 году появляется «Русский детский песенник. Собрание песен с народными напевами» А. Фаминцына.

В конце 2-й половины XIX в. музыкальная жизнь Башкортостана заметно оживляется. Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов, крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил скрипач Д.Н.Севастьянов, который с 1870 жил в Уфе, давал уроки игры на скрипке, выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый историк, этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером уфимского военного оркестра, хормейстером, записывал и обрабатывал башкирские народные песни, занимался композиторским творчеством. Активную музыкально-просветительскую работу проводили любительские музыкальные общества и кружки национальной литературы и искусства. Собиранием и изучением башкирских и татарских народных песен занимались Игнатьев, А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и другие. Качественно новым этапом в собирании и систематизации башкирской народной музыки в дореволюционный период стали книги С.Г.Рыбакова "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (1897), сборник М.И.Султанова "Башкирские и татарские мотивы" (Саратов, 1916). В 1901 издательство Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сборник обработок народных песен "Мусульманские песни" (в т.ч. около 50 башкирских), осуществленных А.Т.Гречаниновым. Одним из национально-просветительских очагов было медресе "Галия" в г. Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под руководством преподавателя В. Клеменца - бывшего профессора Варшавской консерватории - из числа учащихся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в литературно-музыкальных вечерах. Впервые десятилетия Советской власти был заложен фундамент музыкально-общественной жизни в республике. В Уфе открываются государственная музыкальная школа (1920), музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922); башкирские студии при Московской государственной консерватории и Ленинградское хореографическое училище (1932), готовившие артистические и композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Башкирский оперный театр (с 1941 Башкирский государственный театр оперы и балета (ТОБ)), в 1939 - Башкирская государственная филармония (с музыкальном лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии башкирской профессиональной музыки стало объединение башкирских композиторов и музыковедов в творческий союз в 1940. В 1930-е гг. наряду с массовой песней осваиваются различные жанры вокальной, инструментальной, хоровой и симфонической музыки.

Появляются теоретические и методические разработки и статьи, в которых подчёркивается сила эмоционального воздействия народных песен, незаменимость их в духовном, патриотическом воспитании, а также в развитие музыкальных способностей. Безусловно, это было важным этапом в становлении и развитии детской национальной музыки. Значительной вехой в музыкальном воспитании детей стала «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики»(1913). Её автор известный музыкант – фольклорист и педагог А. Маслов, впервые выдвинувший идею всестороннего развития творческих способностей детей на уроках пения, рекомендовал, прежде всего, обращаться к народной песне. В изучении проблем духовного воспитания школьников важную роль сыграла работа известного отечественного психолога Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [3,192]. Учёный видел возможность гармонического развития музыкальных способностей в приобщении школьника к различным видам музыкальной деятельности. Он считал, что подбор песенного репертуара способствует формированию духовной культуры учащихся. Изученный материал свидетельствует, что к использованию национальной музыкальной культуры в образовании и воспитании детей далеко не везде относятся однозначно, по-разному оценивая силу её влияния на формирования духовного мира школьников. Музыкальное произведение оказывается не только посланцем из времени его создания, но зеркалом, в которое смотрятся современники. Это положение касается, конечно, и других видов искусства, но в музыке проявляется особенно ясно. Интерес представляет и разработанная Л. М. Кашаповой программа «Башкирская национальная музыкальная культура»: она дает возможность познакомить учащихся с традициями музыкального фольклора народов, населяющих республику, их характеристикой и историей. В выборе музыкального репертуара необходимо выработать у детей умение давать сопоставительную характеристику произведений различных национальных культур, показывать их общения и своеобразные черты. Дело не в том, чтобы просто выстроить перед детьми ряд произведений национальных авторов, а проанализировать их и сопоставить. В этом плане нам предоставляется наиболее удачная программа по музыке для 1-8 классов общеобразовательных школ РБ Н. Г. Ямалетдиновой и Р. Х. Хусаиновой. Эта программа вносит в содержание уроков музыки ноту особого, гражданского звучания. Темы: «Музыка народов Башкортостана», «Между Волгой и Уралом», «Музыка народов России» и т.д. – говорят сами за себя. Тематика новой программы имеет широкую духовную направленность. Именно поэтому стала возможной подлинная, а не поверхностно-сюжетная связь музыки и жизни на школьных уроках. Фактический музыкальный материал, включённый в программу, является примерным и позволяет многое охватить при организации музыкальной работы со школьниками в конкретных региональных условиях. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. При этом следует заметить, что даёт педагогу возможность вариативного их использования исходя из собственных исполнительских возможностей (мы полагаем, что для достижения поставленной цели учитель должен сам исполнять музыку перед детьми), а так же из обеспечения звуковыми нотными пособиями, видеоматериалами, таблицами, слайдами и соответствующими техническими средствами.