Смекни!
smekni.com

формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства (стр. 6 из 11)

Сравнивая показатели, полученные в результате анализа ответов учащихся первого и второго классов, мы видим, что отношение детей семилетнего возраста к башкирской песне несколько отличается от отношения учащихся второго класса. Вместе с тем ответы всех обследованных детей показывают достаточно низкий уровень их представлений о башкирской песне. Так, было установлено, что 45 % учащихся не смогли назвать ни одной башкирской песни. А исполнить хотя бы один куплет названной песни из общего числа опрошенных смогли лишь 35 % детей.

Низкий уровень представлений о башкирской песне можно объяснить отсутствием у детей репертуарного запаса произведений музыкального народного творчества, конкретных знаний об этом жанре, истории башкир. Дети причисляют к народным песням такие произведения, как: «Салават батыр» (муз. А. Зиннуровой, сл. Р. Ураксиной), «Шаймуратов генерал» (Муз. З. Исмагилова) и др. Подавляющее большинство ребят знакомы лишь с одной башкирской народной песней. Чаще всего это песня «Ак куян» («Белый зайчик»).

Последний вопрос анкеты был направлен на выявление представлений учащихся о башкирских народных музыкальных инструментах. Как выяснилось из опроса, почти все дети называют один-два музыкальных инструмента: курай, кубыз, домбра и др. К группе народных были причислены и музыкальные инструменты, не входящие в нее: пианино, скрипка и др. Это говорит о том, что школьники далеко не всегда могут выделить башкирские народные музыкальные инструменты из числа других.

Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента дают основание судить о довольно низком уровне представлений детей о башкирской песне композиторов Зауралья, о народном музыкальном инструментарии. Данное положение, несомненно, оказывает влияние на отношение учащихся к народному музыкальному творчеству, на их способность найти аргументированное объяснение каким-либо закономерностям башкирской песне.

На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения музыкального наследия башкирского народа.

Эксперимент проводился в реальных условиях системы массового музыкального воспитания и являлся естественным – включался в процесс использования детской национальной музыки в урочной и внеурочной деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов. Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.

На первом этапе были осуществлены поисковый и констатирующий эксперименты, в результате чего была изучена научная и специальная литература, разработан понятийный аппарата, изучены функции башкирской композиторской музыки, обобщен передовой педагогический опыт по проблеме использования башкирской музыки в учебно-воспитательном процессе.

На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов для учителей музыки по формированию духовной культуры школьников; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия изучения музыки башкирских композиторов школьниками. Формирующий эксперимент проводился нами на базе выделенных экспериментальных и контрольных классов. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений. В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

1) апробировать на практике содержание, формы и методы использования башкирской музыки в процессе воспитательной работы с учащимися общеобразовательной школы;

2) подтвердить эффективность выявленных методов и форм формирования духовной культуры учащихся средствами башкирской музыки.

На третьем этапе осуществлялась обработка эмпирических данных, их обобщение через сравнительный анализ и интерпретацию, которые позволили нам сделать вывод о том, что эффективное осуществление формирования духовной культуры учащихся средствами башкирской музыки возможно при наличии целенаправленных педагогических условий.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 40 школьников, из них в контрольном классе – 20, в экспериментальном – 20.

Проверка выдвинутой нами гипотезы требовала сравнительного изучения нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися экспериментальных и контрольных классов в процессе использования музыки в педагогической практике. Обратимся к полученным результатам и их интерпретации (табл. 1).

Таблица 1 Уровни сформированности нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися младших классов (констатирующий этап эксперимента)

Классы Уровни
Высокий Средний Низкий
Кол-во (%) Кол-во (%) Кол-во (%)
Экспериментальный класс (20 человек) 4 15,5 10 50 6 35
Контрольный класс(20 человек) 5 23 7 39 8 38

Как видим из таблицы, в момент проведения констатирующего эксперимента подавляющее большинство учащихся (84% в экспериментальных и 89% в контрольных классах) имели средний и низкий уровень сформированности нравственно-эстетической оценки. Высокий уровень сформированности измеряемого качества имели 15,5% учащихся экспериментальных и 23% учащихся контрольных классов (в таблице представлены результаты констатирующей части эксперимента с 40 учащимися).

С целью повышения интереса к музыке башкирских композиторов Зауралья нами был проанализирован песенный материал, на основе которого строились все музыкальные занятия. В него вошли башкирские песни композиторов Зауралья: Зиннуровой А.С., Муратова Ю., Файзуллиной З.Х.

В ходе эксперимента мы провели серию нетрадиционных уроков по изучению башкирской музыкальной культуры таких, как урок путешествие по страницам музыкального фольклора, урок-концерт по творчеству Ю. Муратова, урок-монография с композитором А. Зиннуровой, интегрированный урок музыки и родного языка с композитором З. Файзуллиной.

Исследования позволили сделать вывод о том, что нетрадиционные типы уроков музыки дают ученикам осознание сотворчества с композитором формируют чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором. Однако это им доступно лишь при условии сформированности нравственно-эстетического отношения к музыке. О развитости нравственно-эстетического отношения к музыке говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Учитывая тот фактор, что нравственно-эстетическое отношение к музыке формируется в практической деятельности при восприятии, исполнении, оценке музыки и т.п., мы целенаправленно проводили работу с учащимися экспериментальных классов по расширению их музыкальных предпочтений в области башкирской композиторской музыки. Эта работа проявлялась в проведении нестандартных уроков, внеклассных форм занятий по музыке с учащимися. Особый интерес у школьников вызвали уроки-путешествия, уроки-спектакли, уроки-экскурсии, проводимые в Башкирской государственной филармонии, посещение драматических спектаклей по произведениям башкирских композиторов, авторские вечера композиторов и музыкантов-исполнителей, певцов и танцоров и т.д.

Отдельные срезы экспериментального исследования показали, что для углубления и развития нравственно-эстетического отношения к башкирской музыке, расширения кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения традиций башкирской музыки необходимо применение в учебно-воспитательном процессе активных, в том числе контрастных, проблемно-поисковых методов и приемов, нетрадиционных форм уроков, таких, как урок-монография, урок-концерт, а также нестандартных внеклассных и внешкольных занятий с учетом регионального компонента.

Раскроем подробнее методы, которые были использованы в нашей исследовательской работе.

Метод создания проблемно-поисковых ситуаций относится к методам стимулирования музыкальной деятельности учащихся. Он активизирует мышление детей, концентрирует слуховое внимание учащихся, развивает творческие способности. Например, при разучивании башкирского танца учащимся предлагается определить, как его лучше исполнить: парами или стоя в кругу. Можно предложить школьникам выбрать детские музыкальные инструменты, которые, по их мнению, будут подчеркивать выразительность музыкального образа при исполнении сопровождения к произведению.

Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например, из-за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни. Некоторые учащиеся испытывают чувство неуверенности, боязни при выполнении творческих заданий, когда педагог предлагает сочинить свою песню или свой танец. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.

При разработке содержания и форм внеурочной музыкальной деятельности школьников по изучению башкирской музыки мы опирались на основные требования системы школьного музыкального воспитания: заинтересованность, доступность, художественная образность; развитие творческих и музыкальных способностей; формирование эмоциональной отзывчивости на традиции национальной музыкальной культуры своего и других народов.