Смекни!
smekni.com

формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства (стр. 3 из 11)

Как видим ряд проблем, связанных с использованием детской башкирской песни в образовательном процессе уже решён. Однако вопросы связанные с изучением детской музыки в контексте духовного воспитания, всё еще остаётся актуальными, представляет, несомненно, профессиональный интерес для учителей начальных классов и музыки, значимых для педагогической науки в целом.


1.2 Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся

Воспитательные возможности детских песен башкирских композиторов.

Духовное воспитание школьников – один из актуальнейших вопросов деятельности современной школы. Прежде чем приступить к анализу идейно-нравственного содержания детских песен башкирских композиторов, мы раскроем вопрос формирования и развития у школьников эмоциональной отзывчивости, которая является одним из важнейших компонентов музыкально-эстетической культуры младшего школьника.

Воспитательные возможности любого музыкального произведения, как бы ни были велики его художественные достоинства, окажутся нереализованными, если у ребёнка не воспитана эмоциональная отзывчивость на красоту воспринимаемой музыки. Если школьнику нравится мелодия песни, если он с удовольствием участвует в создании ритмического аккомпанемента к песне, если он понимает выразительные возможности тембров различных музыкальных инструментов, регистров, т.е. эмоционально откликается на музыку, то это означает, что он с большей глубиной постигнет и то нравственное содержание, которое содержится в этой музыке. Песни о Родине, о матери, о родной природе пробудят у младшего школьника патриотические и интернациональные чувства только в том случае, если он сможет активно сопереживать содержание слушаемых и исполняемых песен, т.е. будет эмоционально отзывчивым.

Учитель музыки имеет в своём распоряжении много средств и приёмов, при помощи которых он может развивать у своих воспитанников эмоциональную отзывчивость на музыку. Прежде всего, он должен развивать у них наблюдательность за самыми разными жизненными явлениями, которые их окружают. Учить соотносить их со звуками музыки. Как звучат капельки дождя по лужам, как шумит вода в горном ручье, как поют птицы в весеннем лесу – все эти и многие другие наблюдения могут стать источниками, из которых педагог может черпать материал для развития эмоциональной отзывчивости своих питомцев. Большое значение в этом случае будет, очевидно, относится подражанию детей в пении или игре на инструментах звукам окружающей действительности. Личный опыт наблюдения за действительностью, отражение этого опыта в простейших самостоятельных музыкальных импровизациях дает очень много, как подсказывает наш педагогический опыт, для восприятия и понимания детской музыки. В современной музыке находят выражение, прежде всего красивые чувства. Но при первом знакомстве с новым произведением мы порой не сразу улавливаем их, ибо не сразу воспринимаем непривычные звучания.

Тенденции классической музыкальной культуры характерны и для башкирского музыкального искусства, наиболее яркими представителями которой являются Х. Ф. Ахметов, М. Х. Ахметов, М. З. Баширов, М. М. Валеев, Р. Л. Габитов, Р. Х. Газизов, З. Г. Исмагилов, Р. А. Муртазин, С. А. Низамутдинов, Н. Г. Сабитов и многие другие.

Нас интересует, прежде всего, творчество композиторов, которые оставили наиболее заметный след в башкирском музыкальном искусстве, произведения которых представляют значительный интерес для школьников. Нариман Сабитов обогатил башкирскую музыку целым рядом значительных и крупных произведений, явился основоположником жанров инструментального концерта камерно-вокального цикла, балета и опера для детей. Творчество Загира Исмагилова – выдающееся явление духовной культуры башкирского народа. Его музыка, простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная, сердечная, как слово друга, занимает особое место в башкирском национальном искусстве. Салават Низамутдинов особенно тяготеет к вокальным и вокально-инструментальным жанрам: песням, вокальным циклам, оратории, опере. Духом высокой гражданственности, патриотизма проникнута ода «Родной Земле». Композитор успешно сочетает работу в области музыки с музыкой эстрадной - песенной и танцевальной, адресованной молодёжи. Его песни прочно вошли в репертуар исполнителей и получили горячую признательность слушателей. Многие песни для детей С. Низамутдинова вошли в «Программу по музыке» с 1 по 8 класс для общеобразовательных школ Республики Башкортостан. Рим Хасанов особенно активно работает в жанре песни, эстрадной музыки. Его произведения в этой области широко известные не только в Башкирии. Песенное творчество композитора богато и разнообразно. Задушевные лирические песни «К тебе ещё приду», «Зимний романс». Музыкальные произведения Р. Хасанова включены в школьную программу в разделы «Пение» и «Слушание музыки». Традиционные методы духовного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Духовно-нравственные принципы, выработанные народами в течение столетий, передавались от поколения к поколению. Большая роль в духовном воспитании детей принадлежит детскому фольклору.

Хочу остановить своё внимание на башкирских композиторах Зауралья это: А. С. Зиннурова, Р. М. Шарипов, З. Х. Файзуллина, Р. Б. Галина, Ю. Х. Муратов и многие другие. Во все времена перед человеком стояла задача найти своё место в жизни и успешно реализовать себя в ней. Эти композиторы смогли себя реализовать и показать своё творчество.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Вслед за развитием музыкальной и жизненной наблюдательности на формирование духовной культуры школьников влияет степень развитости у них сенсорных способностей, т.е. умение правильно различать различные по высоте звуки, тембры, темпы. Высокая чувствительность к изменениям этих отдельных средств музыкальной выразительности, как показывает наша педагогическая практика, положительно влияет на эмоциональную отзывчивость детей, на музыку. Призывая учащихся вслушиваться в звучание инструментов народного и симфонического оркестра, находя между ними общее и различное, исполняя то тихие, то громкие произведения в различных регистрах и в разных темпах – тихие и громкие – учитель музыки тренирует чувствительность слуха своих воспитанников, развивает их музыкальные способности и вместе с этим их эмоциональную отзывчивость.

На формировании духовной отзывчивости большое влияние оказывают различные игры. В современной музыкальной педагогике различают сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры чаще всего используют в музыкальном воспитании в виде театрализации исполняемой песни. Театрализация исполняемой песни, как показали наши педагогические опыты, в значительной степени способствуют тому, чтобы нравственно-эстетическое воздействие песни оказало на младших школьников наибольшее влияние. Например, когда мы разучивали с учащимися второго класса песню

Р. Сальманова «Дед Мороз» обычным образом, то на вопрос учителя - «Ребята, насколько вам понравилась эта песня?» из 20 человек во втором классе 14 человек поставили этой песне оценку «5», а 6 человек – «4». Эта песня уже в другом классе была исполнена в форме театрализации. Когда учитель перед исполнением песни надел халат и бороду деда Мороза, то все учащиеся класса оценивали эту песню на «5», а многие ребята и на «5+».