Смекни!
smekni.com

Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей (стр. 11 из 14)

Внимание(4). 30% детей получили низкие оценки (от 0 до 1 балла), дети испытывали большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания. Средние оценки показали 50% детей. Они выполняли композицию с некоторыми подсказками. 5 баллов, т.е. самый высокий уровень развития внимания, показали 20% детей, они выполняли всю композицию от начала до конца самостоятельно без подсказок.

Память (5). Дети показали низкий уровень развития памяти в 30% случаев, им требуется 10 и более повторений, чтобы запомнить последовательность движений. 50% детей получили средние баллы по данному параметру, этим детям требовалось более пяти повторений. Дети, которым было достаточно менее пяти повторений, составили 20%.

Подвижность нервных процессов (6). Высокий результат принадлежит 30% детей. Эта способность проявляется у них в высокой скорости, двигательной реакции на изменение музыки. Средние баллы по данному параметру получили 50% детей, они немного запаздывали, проявляли медлительность в движениях, но, ориентируясь на других, быстро подстраивались под темп и далее выполняли движения верно. Низкий результат показали 20% детей. Переход от одного движения к последующему у детей задержан, они выполняют движения как бы в своем замедленном темпе, не ориентируются на детей, которые движения меняют с нужной скоростью.

Пластичность, гибкость (7). Координация движений (8). Эти параметры завися от уровня физического развития детей. Процентное соотношение этих двух характеристик одинаковое. 10% детей продемонстрировали низкий уровень развития, т.е. движения не отличались плавностью, мягкостью, точностью исполнения. Оценку в пять баллов получили 30% детей. Они отличались особой гибкостью, плавностью движений, правильностью сочетания движений рук и ног при ходьбе и т.д. Средний балл получили 60% детей. При выполнении одних движений они испытывали трудности, а другие выполняли успешно.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги: результаты, которые показали дети, оказались выше по сравнению с первичной диагностикой. Уменьшилось количество детей, которые демонстрировали ранее низкие оценки и, соответственно, увеличилось количество тех, которые показали высокие результаты. Наибольший процент детей набрали высокие баллы при обследовании такого параметра как эмоциональность, а это в свою очередь является первым признаком развития музыкальных способностей у детей. Мы считаем целесообразным отобразить в диаграмме то количество детей, которые продемонстрировали во время обследования высокие результаты и, соответственно, это дает возможность проследить динамику в процессе развития музыкальных способностей у этих же детей.


Проведение следующей методики предполагало индивидуальную и групповую работу с детьми. В ходе индивидуальных заданий был выявлен уровень развития следующих способностей.

Развитие звуковысотного слуха (1). Детям было предложено спеть какую-либо песню без сопровождения музыкального инструмента. Безошибочно справились с заданием 70% детей, а 30% спели фальшиво, не смотря на то, что им было предложено музыкальное сопровождение.

Чувство ритма (2). Детям было предложено аккомпанировать на бубне поющему ребенку. Именно с этим заданием справилось наибольшее количество детей. Без ошибок выполнили задание 80% детей и 20% соответственно справились менее успешно, допускали ошибки.

Чувство лада (3). Определить завершенная или незавершенная мелодия – суть задания. Без ошибок определили 60% детей, а с некоторыми ошибками – 40%.

По всем трем параметрам на 20% детей больше дали безошибочные ответы (это хорошо видно на диаграмме).

В ходе коллективных заданий был установлен уровень развития следующих способностей.

Ориентация в тембрах (4). Не видя музыкальный инструмент, дети должны были назвать его, узнать по звучанию (бубен, барабан, металлофон, ксилофон). Без ошибок выполнили задание 90% детей, с затруднениями – 10%. По сравнению с первичной диагностикой результаты достаточно улучшились.

Определение средств музыкальной выразительности (5). Детям предлагалось прослушать несколько мелодий, исполненных в различных темпах. Дети должны были определить темп с помощью средств выразительности. Условными обозначениями были картинки (черепаха – медленный темп, заяц – быстрый). Без ошибок с заданием справились 70% детей, остальные 30% допускали ошибки при выполнении.

Образное видение (6). С заданиями, которые были предложены детям, без ошибок справились 70% детей, а остальные 30% не смогли их выполнить.

Ориентация в жанрах (7). Определить без ошибок жанр произведения смогли 90% детей. 10% детей допустили несколько ошибок, затруднялись в ответах.

В целом, дети стали увереннее, смелее в своих ответах, оказывали помощь тем, кто не справлялся с заданиями.

Положительную динамику мы хотели бы отобразить в диаграмме, где указали процент тех детей, которые во время обследования не допускали ошибок.

Из результатов обследования видно, что нарушенное зрение не является непреодолимой преградой для успешного овладения музыкальной деятельностью, но в то же время нельзя не согласиться с тем, что зрительный дефект ведет к изменениям в психической деятельности, что ярко выражается в особенностях внимания, памяти, речи таких детей. Но все перечисленные психические процессы второстепенны и играют не главную роль в развитии музыкальных способностей. Приоритетной является эмоциональная сфера детей с нарушенным зрением, которая, надо заметить, развита у них достаточно хорошо, доказательством этого служат результаты обследования. Так же не следует забывать и о компенсаторных возможностях детей, с помощью специальных заданий было установлено, что наряду с нарушенным вниманием, памятью дети обладают высоким уровнем развития слуховых ощущений, а именно способностью дифференцировать звуки.

Таким образом, развитие музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением зависит от компетентности педагогов, желания и возможностей родителей способствовать этому процессу.


Заключение

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Центральным вопросом, как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации. Задачи специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную деятельность. Исходя из этого, мы посчитали возможным рассматривать музыкальную деятельность и музыкальные способности, которые обеспечивают успешное овладение ею, как средство компенсации сенсорного дефекта.

В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что музыка – это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию ребенка.

Выявление уровня развития музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением явилось одной из задач нашего исследования. Для ее решения был подобран диагностический материал и, соответственно, проведена диагностика. Нами были использованы следующие методики: диагностика музыкальной деятельности (Урунтаева Г.А.), диагностика уровня музыкального и психомоторного развития (Буренина А.С.), диагностика музыкальных способностей (Ведрашко Е.А.). После обработки полученных результатов нами были сделаны следующие выводы: большинство детей с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития музыкальных способностей, т.е. дети способны внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на них, понимать их содержание и давать им эстетическую оценку. Более низкие результаты показали дети при оценке уровня их психомоторного развития. При выполнении предложенных заданий дети испытывали трудности следующего характера: движения детей при исполнении танцевальных этюдов под музыку не отличались плавностью мягкостью, точностью; движения не всегда отражали характер музыки и не совпадали с ритмом, а также началом и концом произведении; детям требовалось много повторений, чтобы запомнить музыку и соответствующие движения под нее; некоторые дети были не способны выразить в движениях и пластики свое восприятие и понимание музыки. Но следует также отметить, что приоритетной в развитии музыкальных способностей является эмоциональная сфера, которая, надо заметить, развита у детей с нарушенным зрением сравнительно хорошо, доказательством этого служат результаты обследования.

Анализируя полученные результаты диагностики, мы посчитали необходимым разработать и апробировать коррекционную программу, цель которой – развитие потенциальных музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением в процессе музыкально – танцевальной деятельности.

С целью анализа эффективности разработанной коррекционной программы, после ее апробации, нами была проведена повторная диагностика. С помощью диагностических методик, которые применялись и в первичном обследовании, нами был выявлен уровень развития музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением. По результатам обследования мы сделали следующие выводы: разработанная нами коррекционная программа по развитию музыкальных способностей явилось достаточно эффективной, т.к. показатели, которые продемонстрировали дети, возросли практически по всем параметрам. Количество детей, которым принадлежит высокий уровень развития музыкальных способностей, увеличилось в среднем на 20%. По завершению коррекционной работы нами была отмечена положительная динамика не только в развитии музыкальных способностей (чувство музыкального ритма, темпа и др.), но и в развитии психических функций в целом (памяти, внимания и т. д.).