Смекни!
smekni.com

Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей (стр. 6 из 14)

- дети должны определить средства музыкальной выразительности (заяц и черепаха – условные обозначения темпа; дети также после прослушивания мелодии показывают соответствующие карточки);

- это задание помогает определить, насколько у детей развито образное видение, а также выяснить степень развития у них эмоциональной отзывчивости на музыку (дети показывают картинку, которая соответствует эмоциональному и образному содержанию прослушанного произведения);

- определить жанр произведения (вальс и марш), показывая картинку, которая соответствует данному жанру.

Прежде чем дети начинают выполнять задание, с ними обговаривается значение каждой картинки, ее содержание.

2.2 Анализ результатов первичной диагностики

Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения, интересы к различным видам деятельности широки и многогранны.

В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:

- изобразительной деятельностью (рисованием);

- музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);

- просмотром мультипликационных фильмов.

Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше.

Большинство детей с нарушением зрения (60%) предпочитают смотреть мультфильмы. Это вероятно связано с постоянной охраной зрения таких детей, родители которых ограничивают своего ребенка от длительных зрительных нагрузок, а тем более просмотра телевизора.

20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Так же 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности.

Таблица 1

Виды деятельности, предпочитаемые детьми

Деятельность Количество детей, %
Просмотр мультфильмов 60
Музыкальная деятельность 20
Рисование 20

Таким образом, дети с нарушениями зрения реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.

Развитие музыкальной деятельности, как правило, идет в стенах дошкольного учреждения, конкретно на музыкальных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии музыкальных способностей детей.

Итоги опроса показали: 30% родителей детей с нарушенным зрением посещают вместе со своим детьми концерты, в то время как остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника (в 80% случаев), с помощью которой дети регулярно слушают музыку вместе с родителями (так считают 50% родителей).

Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в музыкально воспитании своих детей. Один из родителей детей с нарушенным зрением в 20% случаев имеет музыкальное образование и соответственно дома у них есть музыкальный инструмент.

Таблица 2

Роль родителей в развитии музыкальных способностей у детей

Показатель Родители детей, %
положит. ответ отриц. ответ
Наличие музыкального образования у родителей 20 80
Наличие музыкальных инструментов в семье 20 80
Прослушивание музыки вместе с ребенком 50 50
Наличие аудиотехники в семье 80 20
Наличие музыкальных игрушек у ребенка 100 -
Посещение концертов с ребенком 30 70

Использование методики Г.А. Урунтаевой (цель которой изучение музыкальности и эстетических чувств у детей) позволило сделать выводы об уровне развития таких способностей детей, как:

- умение слушать музыкальное произведение;

- эмоционально отзываться на музыку;

- понимать музыкальное произведение;

- давать эстетическую оценку музыкальному произведению.

Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось прослушать песню «Самая счастливая» из сюиты «Песни нашего сердца» (музыка Чичкова Ю., слова Ибряева К. и Кондрашенко Л.), в ходе прослушивания велось наблюдение за поведением ребенка, за его мимическим выражением лица и за движениями, которыми сопровождалось прослушивание песни. По окончании прослушивания ребенку задавались вопросы: о характере этой песни, о ее настроении, о ком и о чем она? Если ребенок затруднялся с ответами, ему предлагали послушать песню еще раз. Все ответы детей фиксировались, на основе этого проводился анализ полученных результатов.

Умение слушать музыкальное произведение.Высокий уровень развития данной способности показали 20% детей. Эти дети не отвлекались на посторонние предметы, слушали внимательно песню до самого конца. Средний результат показали 40% детей. У них не хватило усидчивости для прослушивания всей песни. Под конец они начали отвлекаться, смотреть на себя в зеркало и т.д. Низкий результат в 40 % случаев был так же характерен для детей, выражался в отсутствии внимания, повышенной отвлекаемости, дети занимались посторонними делами: рассматривали свою обувь, одежду, свое отражение в зеркале, как выяснилось, в дальнейшем не поняли песню и практически не отвечали на вопросы.

Эмоциональная отзывчивость на музыку. В 20% случаев дети точно уловили эмоциональный характер песни, в процессе слушания они, как правило, улыбались, сопровождали музыку движениями (притоптывали в такт музыки), в целом дети получали удовольствие от процесса слушания. Средний уровень развития данной способности принадлежит 40% детей. Отличались они от выше описанных детей менее выраженной яркостью эмоциональных проявлений. Низкий уровень показали 40% детей, к ним относятся те дети, которые отвлекались при прослушивании песни, не вникали в ее содержание.

Понимание и эстетическая оценка музыкального произведения.Дети показали результаты по этим двум способностям одинаковые, т.е. высокий уровень наблюдается как в понимании музыкального произведения, так и в способности давать эстетическую оценку в 20 % случаев. Такие дети легко, без какой-либо помощи смогли определить и словесно обозначить характер музыкального произведения, дать самостоятельно эстетическую оценку. Эстетические чувства у детей достаточно развиты, мелодия вызывает у них положительные эмоции, привлекает. Такой же процент детей показали низкий уровень развития этих двух способностей (20%). Словесно обозначить характер музыки затруднялись, повторяли эпитеты, типа «веселая»; содержание песни в целом не уловлено, дети не называют ситуацию, персонажа, выделяя лишь его действия: «… Бегает, делает венок». Эстетическую оценку самостоятельно не дают, даже когда им оказывается помощь. Наибольший процент детей (60%) показали средний уровень развития указанных способностей. Словесное обозначение характера музыки давали после наводящего вопроса, подбирали другие эпитеты «сказочная, волшебная» и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень развития способностей: слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на него, понимать его содержание и давать эстетическую оценку. А высокий и низкий уровень соответствует лишь небольшому контингенту детей.

Таблица 3

Уровень развития музыкальных способностей у детей

Способность Количество детей, %
низкий средний высокий
Умение слушать 40 40 20
Эмоциональная отзывчивость 40 40 20
Понимание музыкального произведения 20 60 20
Эстетическая оценка музыкального произведения 20 60 20

Использование методики А.С. Бурениной позволило выявить уровень музыкального и психомоторного развития детей. Детям был предложен для прослушивания «вальс с волшебными колокольчиками», который стал основой музыкально-двигательного этюда, разработанного Т.В. Нестеренко, одним из ведущих специалистов в области музыкального движения. Дети должны выразительно воспроизвести взволнованный характер музыки вальса, интонации, просьбы, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении. В этом музыкально-двигательном этюде у детей развивается вся система музыкальных способностей, также образное мышление и воображение, свобода, пластичность и выразительность движений (Приложение 2).

Данная методика позволила выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, нервных процессов, пластики, координации движений детей, а также оценить все эти параметры.

Музыкальность.Оценку в 5 баллов, т.е. дети, продемонстрировали высокий уровень развития музыкальности, получило 10% детей. Дети правильно передавали в движениях образы, основными средствами выразительности изменяли движение в соответствии с музыкальным темпом и ритмом. Исполнение движений полностью соответствовало музыке. Средние баллы по данному параметру получили дети в 50% случаев. Для них характерно: выражать в движениях общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения не всегда совпадают с движениями; 40% детей показали низкий результат, т.е. получили 0-1 балл; движение таких детей не отражают характер музыки и не совпадают с темпом ритмом, а также с началом и концом произведения.