Смекни!
smekni.com

Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач (стр. 6 из 19)

Анализ педагогической практики подтверждает, что современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда урок остается результативным [6]. Урок ориентированный на развитие творческой и познавательной активности личности – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности [6].

Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы, требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально–волевые, мотивационно – потребностные особенности каждого ученика старших классов. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, имеет возможность максимально использовать полученный опыт,

Основной замысел урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться не только усвоения материала, но и развития творческой активности.

Профессиональная позиция учителя заключается в знании и уважительном отношении к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. При подготовке к уроку учителю необходимо продумать не только, какой материал будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важной особенностью урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения материалом.

Учитель принимает на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения проблемных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

Одним из средств развития творческой активности является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Учителя и ученики чаще всего почти ничего не знают об особенностях своих творческих возможностях, условиях их «использования» и развития. Поэтому, для активизации творческой деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее интересно, проблемном виде.

«Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» – это пословица, которая как нельзя лучше иллюстрирует использование визуального подхода в обучении информатике. Но не менее важным является предоставленная возможность самостоятельно выполнить, то или иное теоретическое описание – в этом заключается деятельностный подход в обучении информатике. В этом случае, помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют и сормированность навыков и умений, и владение определенным набором знаний. Поэтому на уроках информатики необходимо приоритет сместить именно на формирование практических компетенций учащихся. Наиболее важным моментом выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.

Безусловно, не всякую деятельность возможно или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда в целях активизации использовать такие приемы [8]:

¾ особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (заинтересованность в отметке; обозначение значимости практической деятельности как очередного этапа в решении более важных задач);

¾ добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она обретет значимость (вместо ответа о графическом интерфейсе организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию»);

¾ создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всем этом не допустить ошибки: практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Наконец, для активизации творческой деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким часто бывает, например, изучение программирования, с самого начала продемонстрировать результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Возникает вопрос как активизировать творческий интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

В этом случае необходимо задействовать межпредметные связи. Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций животных в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.).

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Освоение этого процесса заключается, прежде всего, в разнообразной самостоятельной работе учащихся, организованной в соответствии с особенностью интереса.

Ценным подходом для развития творческой активности выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Средства информатизации все активнее проникают во все сферы образования, становясь инструментом эффективной подготовки компетентных выпускников, способных адаптировать полученные знания в современных социально-экономических условиях [4].

В обучении информатики (на уроках и внеурочно) необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно – исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Одними из главных целей образования являются формирование творческого интеллектуального потенциала, общего культурного уровня учащихся, формирование личности способной к самопознанию, саморазвитию, самоопределению. Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Современные дети не «боятся» компьютера и готовы осваивать его и дома, и в школе. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [2].

Проблема мотивации обучения заключается в умении учить так, чтобы было интересно и ученикам и самому учителю. В этом случае изменяется роль учителя. Ему предназначается организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, вооружать его методами и способами познания и добывания знаний, развивать умения применять их на практике [25]. И здесь на помощь приходят цифровые образовательные ресурсы.

Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, применяя на уроке обучающие презентации и электронные учебники, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Одной из форм творческой работы на уроках информатики, учащихся является составление и отгадывание ребусов. И если учащиеся младших классов с увлечением отгадывают ребусы, то учащиеся старших классов получают не меньшее удовольствие от процесса его создания. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: дети получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности и ,к тому же развития творческой логически мыслящей личности.