Смекни!
smekni.com

Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России (стр. 8 из 25)

2. Общеупотребительные слова и выражения, в котором в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять чаще.

3. Слова, бытующие только в жаргоне

4. Слова и выражения употребляемы лишь в отдельных регионах

- Музыка. Фольклор – комплекс словесных музыкальных и игровых.

Микрофакторы.

Семья и домашний очаг.

Семья – основана на браке л кровном родстве малая группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной моральной ответственностью взаимопомощью.

Она обладает совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения супругов, родителей и детей.

Семья это персональная среда жизни и развития человека от рождения до смерти, обладающая следующими параметрами:

  • Социокультурная (культурный и образовательный уровень всех членов семьи)
  • Социально-экономическая (имущество, занятость, ведение семейного бюджета)
  • Технико-гигиеническая (особенности образа жизни, условия проживания)
  • Демографическая (структура семьи)

Социализация в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма.

Функции семьи в процессе социализации:

  1. физическая и эмоциональная
  2. формирование психологического пола человека (психосексуальность)
  3. умственное развитие
  4. овладение социальными нормами
  5. формирование ценностных ориентаций
  6. социально-психологическая поддержка

эффективность реализации вышеназванных функций зависит от того, удалось ли создать домашний очаг, семейное жилище, что зависит от организации быта семьи:

- распределение домашних обязанностей

- совместное выполнение работы по дому

- питание в домашних условиях

- совместная досуговая деятельность

Соседство и микросоциум.

Соседство – не6кая близко территориально проживающая группа людей, которую характеризуют межличностные связи различной степени интенсивности, определенное отношение к месту своего проживания, некоторые общие цели и совместная деятельность.

Различают соседские отношения в селе и в городе. В сельской местности эти отношения более интенсивны и непосредственно влияют на социализацию ребенка, соседство и микросоциум практически совпадают. Соседство играет разную роль в процессе социализации, все зависит от возраста человека.

Характер соседских отношений тесно связан с микросоциумом, определить границы микросоциума не всегда просто, т.к. в сельских поселениях и малых городах они совпадают с границами этих поселений. В средних и крупных городах пространство микросоциума ограничивается кварталом, двором, микрорайоном. Влияние микросоциума зависит от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Характеристики микросоциума:

  1. пространственность
  2. архитектурно-планированное
  3. функциональная структура пространства
  4. благоустройство и развитость коммунального хозяйства
  5. культурно-рекреационные возможности
  6. демографическая
  7. социально-психологический климат

микросоциум влияет на социализацию человека преимущественно через традиционный механизм, а так же через стилизованный.

Группа сверстников.

Группа сверстников – объединение, необязательно одногодок, в которую входят люди, объединенные системой отношений, обладающие определенными общими ценностями и отдельно от других определенным принципом обособления.

Характеристика состава групп:

  • возраст
  • пол
  • социальный состав

группы классифицируются по различным составам:

  1. по юридическому статусу и месту в социальной системе:
    1. официальная
    2. неофициальная
  2. по социально-психологическому статусу: на группы принадлежности, в которой человек:
    1. реально состоит
    2. референтная группа
  3. по степени стабильности, длительность существования групп:
    1. постоянная
    2. временная
    3. ситуативная
  4. по пространственной локализации:
    1. дворовая
    2. квартальная
    3. в рамках учреждения
    4. рассеянная
  5. по типу лидерства:
    1. авторитарное
    2. демократическое
  6. по ценностной направленности:
    1. просоциальная
    2. асоциальная
    3. антисоциальная

механизмы: формализованный – институциональный, межличностные; неформальный – межличностные, стилизованные.

Воспитательная организация.

Организация – целевая, формализованная группа людей, созданная для решения определенных задач и реализации определенных целей, организационным образом в котором есть фиксированное членство, система власти, социальной роли и формальная санкция.

К воспитательным организациям относят специально созданные обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное, планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и/или определенного социально-профессионального слоя.

Типы:

  • общественные
  • государственные
  • религиозные и частные учебно-воспитательные
  • детские, юношеские, общественные и клубные организации
  • занимающиеся социокультурным и другими видами оздоровления
  • занимающиеся индивидуально-трудовой опекой и попечительством
  • для детей с отклонением и/или дефектами
  • занимающиеся профилактикой отклоняющегося поведения

воспитательные организации играют 2 роль: в них осуществляется социальное воспитание, с другой стороны они влияют на человека стихийно.

Ведущий механизм – институциональный.

Религиозные организации.

Социализирующее влияние религиозной организации испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. В процессе социализации религиозная организация выполняет ряд функций:

  1. ценностно-ориентированные (предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему мировоззрения, позитивное отношение к религиозным ценностям)
  2. регулятивная (предлагают своим членам соответствовать религиозным нормам)
  3. коммуникативная (создание условий для общения, культивирование нормального общения)
  4. милосердная (многообразные формы милосердия и благотворительности в рамках самих РО и за ее пределами)
  5. компенсаторная (гармонизация духовного мира)
  6. воспитательная (религиозное нравственное воспитание)

Социализация в РО осуществляется под воздействием практически всех механизмов.

Общественные государственные или частные организации.

Такие организации влияют на социализацию граждан как прямо, так и опосредованно. Социализация в этих О имеет неоднозначный характер, а именно может проходить как формализованных группах, так и не в официальных. Данные О можно сгруппировать в соответствии с их целями:

Социализация членов любой О происходит благодаря действии институциональных, межличностных и стилизованных механизмов.

О выполняют определенные функции в процессе социализации как свойственные им (нормативно-регулятивные и смыслообразующие), так и специфические – цели той или иной организации: профессиональная социализация, гражданская социализация, коммуникация, компенсация, релаксация и др.

Элементарные понятия философии социального воспитания

  1. Представление о философии воспитания
  2. Человек в контексте ф.с.в.
  3. Воспитание и его виды
  4. Принципы соц воспитания
  5. Ценности и воспитания; социальное воспитание с позиции соц институтов и самого человека
  6. Методы соц воспитания

Однозначного ответа на вопрос что такое философия воспитания не существует, это связано с:

  1. Представители различных философских и педагогических направлений дают свой ответ
  2. Многие философы и педагоги считают, что нужно говорить о философии воспитания как о специальном разделе философии или педагогике или же о том, что философия должна стать общим основанием философии воспитания, т.е. говорить нужно не о философии воспитания а о философии и воспитании

Философия воспитания сформировалась как отрасль, в англоязычных странах начиная с 40-х годов в России работы появились лишь в конце 20 века. Наиболее общим подходом было признано предположение Д.Дьюи он трактовал философию как общую теорию воспитания цель, которой реконструкция или реорганизация опыта. В последствии появились более узкие определения философии и воспитания. С точки зрения М. Петерсона философия воспитания опираясь на знания о человеке должна помочь ему понять новые условия. Еще более конкретное определение дает отечественный педагог О. Н. Крутова философия воспитания это теория, которая должна изучать закономерности воспитательной деятельности и их философские основания, она предполагает решение отдельных проблем, которые передаются в философском осмыслении: обоснование идеалов и нормативного образца поведения. На западе проанализировала Шварцман и применила к воспитательной практике идеи различных философских систем.

Человек в контексте философии социального воспитания.

Человек – био - социальное существо генетически связанный с другими формами жизни обладающий членораздельной речью мышлением сознанием и самосознанием нравственно этическими качествами.

Индивид– природное существо представителя вида homo sapiens; специфические особенности реальной жизнедеятельности конкретного человека в содержании данного понятия не входят.

Личность- субъект жизнедеятельности индивид или конкретное лицо в единстве его социальных свойств и его соц. ролей с другой стороны личность понимается как социальное свойство индивида как совокупность интегрированных в нем социальных значимых черт

Индивидуальность термин многозначный, который обозначает то особенное специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность.