Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 31 из 115)

Итак, самовоспитание — систематическая и сознательная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие и формирова­ние базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреп­лять и развивать способность к добровольному выполнению обя­зательств, как личных, так и основанных на требованиях коллек­тива, формировать моральные чувства, необходимые привычки по­ведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнуше­ние, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мыс­ленный перенос в положение другого человека и др. А искусст­во воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем сущность развития личности?

2. Каковы движущие силы развития личности?

3. Назовите процессы социализации и раскройте их суть.

4. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?

5. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

6. Какова роль обучения в развитии личности?

7. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.

8. Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности?

9. Какое место в структуре процесса формирования личности зани­мает самовоспитание?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон Российской Федерации "Об образовании". — М., 1992.

Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.

Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.

Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

Мудрик А.В. Социализация и смутное время. — М., 1991.

Новикова Л.И. Школа и среда. — М., 1985.

Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е.Н.Шиянова. — Ставрополь, 1993.

Российское образование в переходный период: Программа стабилизации и раз­вития / Отв. ред. Э.Д.Днепров. — М., 1991.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психо­логия человека. — М., 1995.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1971.

Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.

Глава 9. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

• Сущность содержания образования и его исторический характер • Теории формирования содержания образования • Факторы, детер­минирующие формирование содержания образования • Принципы и критерии отбора содержания общего образования • Содержание об­щего среднего образования (государственный образовательный стан­дарт) • Нормативные документы, регламентирующие содержание об­щего среднего образования

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер

Одним из основных средств развития личности и формирова­ния ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию пре­имущественно образовательных функций школы, содержание об­разования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также оп­ределенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы" (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности со­держания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в про­цессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное со­держание образования имеет безусловное значение. Оно способ­ствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламента­ции научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образова­ния все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А. В. Петровского.

Так, И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин под содержанием образова­ния понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес­печить формирование всесторонне развитой личности, подготов­ленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль­ной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определе­нию сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образо­вания с целью удовлетворения образовательных, духовных, куль­турных и жизненных потребностей личности, гуманное отноше­ние к развивающейся личности, становление ее индивидуально­сти и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь соци­альную сущность человека, из которой следовало, что целью об­разования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.

Личностно-ориентированное содержание образования направ­лено на развитие целостного человека: его природных особенно­стей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже­ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, ду­ховности, творчества). При этом развитие и природных, и соци­альных, и культурных начал осуществляется в контексте содер­жания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, по­скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изме­няется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

В главе 5 отмечалось, что образование как социальное явле­ние возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельно­сти. Однако накопление и углубление знаний, рост образованно­сти общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержа­ния образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факто­ры, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на обще­культурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII — XIX вв. в связи с утвержде­нием идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это под­тверждают "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умствен­ного развития; теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, пред­лагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявле­ниями его совершенной природы; идея И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как "новые школы" во Франции, Швейцарии, элитар­ные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образова­ние и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, ес­тественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрос­лыми. Идея развития целостной человеческой личности, возвра­щения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.

§ 2. Теории формирования содержания образования

Основные теории формирования содержания образования сло­жились в конце XVIII — начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования.

Первую еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А.Коменский, много лет своей жиз­ни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел раз­местить все знания, необходимые для учащихся.

Сторонниками материальной теории формирования содержа­ния образования были многие известные педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем сви­детельствует анализ содержания некоторых программ и учебни­ков, перегруженных информацией настолько, что учащиеся про­сто не в силах ее усвоить.