Смекни!
smekni.com

Феминизм 3 (стр. 4 из 7)

взаимодействиях способствует переосмыслению социальной информации и со­циальных опытов. Переосмысление вовлекается в процессы формирования повседневных социальных практик, в итоге стили жизни индивидов и групп изменяются. Изменение стилей жизни происходит непрерывно. Каждый новый фрагмент социального опыта смещает векторы социальных взаимодействий человека, влияет на социальные оценки индивида, способы его пове­дения и мышления. Социальные взаимодействия и опыты их переосмысле­ния формируют специфические социальные практики, которые я и называю "стилями жизни". Углубление в процессы и формы развертывания стилей жизни делает возможным качественная феминистическая методология.

Для изучения многообразия проявлений стилей жизни феминистичес­кая методология рекомендует применять неструктурированные или полуструктурированные глубинные биографические интервью. Энн Уокли назы­вает интервью "инструментом социологии для женщин". Для проведения исследования методом глубинных интервью составляют программу социо­логического исследования согласно требованиям качественной науки. Главным из них является четкое понимание того, каким образом будет проводиться исследование, то есть осознание исследовательских страте­гий — понимание цели исследования, определение логики исследования, выбор методов и формулирование структурных вопросов. Важная особен­ность феминистических качественных исследований — предотвращение выдвижения гипотез о причинах или условия тех или иных социальных опытов. Традиционный способ выдвижения гипотез в количественном ис­следовании вытесняет новая форма структурных вопросов качественного феминистического исследования.

Одно из отличий качественного исследования от количественного со­стоит в том, чтобы избежать массовости. Для проведения качественного ис­следования выделяют определенную социальную группу, воображаемую или реальную, для которой составляют сценарий интервью, определяют ис­следовательские стратегии. Каждую группу, попадающую в фокус качест­венного исследования, изучают касающимися ее социальных опытов прие­мами. Конечно, изучать группы женщин и мужчин, молодежи и пожилых людей, детей и родителей, ученых и рабочих, администрацию учебных заве­дений, преподавательский состав и студенчество, беспризорных, проститу­ток, одиноких матерей, инвалидов, культурные и языковые меньшинства, сельское и городское население, лиц с альтернативными сексуальными практиками, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, государствен­ных служащих и предпринимателей, художниц и художников мы будем на основании разных исследовательских стратегий.

Для характеристики возможностей качественной феминистической ме­тодологии приведу пример исследования "Стили жизни молодежи", прове­денного в 2003 году[29]. Целевая группа исследования определялась как молодежь женского и мужского тендеров, проживающая на территории России и представляющая возрастную когорту 18-28 лет. Предметом ис­следования выступало проявление стилей жизни целевой группы в дискур­сивных практиках. Целью исследования было выяснение характеристик дискурсивных проявлений стилей жизни целевой группы исследования. К основным задачам исследования относились разработка и применение ген-дерночувствительного инструментария исследования и гендерновзвешенных подходов к анализу данных.

Для формулировки программы эмпирического исследования автор со­отнес свой подход с идеями, высказанными в коллективной монографии "Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы"[30]. В этой монографии авторы выделяют три показателя, согласно которым осуществляется социологическая оценка стилей жизни. Речь идет о:

1) иде­альных или желаемых стилях жизни; 2) реальных стилях жизни, то есть осу­ществляемых в повседневной жизни; 3) нормативных стилях жизни,
отве­чающих общественным требованиям к социальному поведению.
В частнос­ти, Е.Головаха и Н.Панина формулируют понятие "идеальный стиль жиз­ни", рассматривая его в соотнесении с реальным стилем жизни[31]. На основе показателя нормативности было выделено понятие "двойной стиль жизнь", проявляющийся в противоречии между демонстрируемой жизнью и скрытой, поскольку социально осуждаемой. Исследование стилей жизни молодежи, проведенное автором, также было сосредоточено на выяснении долей нормативного, идеального и реального в композициях стилей жизни.

Сценарий интервью разделялся на четыре основных блока: "жизненные циклы", "референтные группы", "жизненные ценности и мотивации", а также "социальные институты и социальные организации". Цель такого разделе­ния заключается в достижении максимальной репрезентативности стилеформирующих факторов, в отражении максимально возможного поля лич­ностных рефлексий, системном раскрытии всех сфер жизнедеятельности человека, обеспечении плюралистичности исследовательского взгляда.

Основу любого биографического исследования составляет определение периодизации жизни. Для выбранной целевой группы исследования были определены наиболее существенные жизненные циклы: детство (младенчест­во), подростковый возраст, молодость, взрослость. Понятно, что младенчест­во не может быть осознаваемым биографическим периодом, однако может послужить нерефлексивным определяющим фактором в формировании со­циальных мотиваций и навыков поведения. Период младенчества изучался путем постановки ретроспективных вопросов относительно биографических рассказов родителей и других взрослых, касающихся младенческого периода респондента, а также путем постановки вопросов о жизненных практиках ро­дителей или других соответствующих взрослых в период младенчества рес­пондента. Подростковый возраст связывается в исследовании с процессами школьной социализации, а также с осуществлением первых личностных вы­боров и осознанием принадлежности к конкретным социальным группам, в частности группе ровесников. Период молодости — это время получения спе­циального образования. Существенным оказывается влияние этого периода на переосмысление ценностных ориентации. Взрослость — это период перво­го места трудоустройства и первых попыток реализации карьерных планов, период создания собственной семьи.

Влияние референтных групп составляет один из главных механизмов формирования стилей жизни. В зависимости от интересов исследования были образованы четыре референтных группы: "друзья", "родители", "колле­ги", "звезды". На основании анализа результатов исследования прослежива­ется характерное различение между "друзьями" и "знакомыми". "Знакомые" — это в основном коллеги, хотя и не всегда. "Друзьями" иногда оказываются родители. "Дружба" определяется как преобладающее позитивное эмоцио­нальное отношение. "Звезды" в исследовании репрезентировали "символи­ческих других", эталоны для подражания. Референтная группа "звезд" не ограничивалась сферами политики, бизнеса, спорта, искусства, религии.

Следующий блок вопросов касался жизненных ценностей и мотиваций. В сценарии интервью автор старался предусмотреть весь возможный спектр социальных ценностей и мотиваций. Во время интервью, однако, акцентиро­вались преимущественно те вопросы, в которых респонденты считались со­циально компетентными, то есть проявляли способность обосновать свои суждения или обобщить широкий социальный контекст. Среди показателей жизненных ценностей и мотиваций были выделены следующие: благотвори­тельность (ориентация на благотворительность, участие в благотворитель­ной деятельности); вера (оценка веры как общей жизненной ориентации, а также религиозная вера как практикование культов); власть (отношение к власти как к ресурсу, наделенность властью, осуществление практик влас­тного распоряжения); собственность (оценка собственности, отношения со­бственности); деньги (ориентации на источники их получения, способы рас­ходования, сбережения, "философия денег"); девиантное поведение (опреде­лялась оценка собственного поведения как "девиантного", резонирование с нормами; под девиантным поведением в рамках исследования также понимались вредные привычки); делинквентное поведение (оценка проявлений делинквентного поведения в обществе, опыт собственных делинквентных дей­ствий); опыт насилия (насильственные действия, непосредственно направ­ленные против данного лица, наблюдение за проявлениями насильственных действий, осмысление насильственного поведения, "комплекс жертвы"); де­ти (оценка социального статуса детей как социальных агентов, ориентации на будущее детей); досуг (способы проведения досуга, легитимации практик до­суга); опыт (оценка опыта как социального капитала, знание как опыт); экология (ориентации на здоровье и "экологическое поведение"); шутки (отношение к шуткам, содержание шу­ток); женскость (конструирование, оценка, визуальные и вербальные прояв­ления); конформность (большинство, меньшинство, популярный дискурс, общественное мнение); искусство (ориентации, вовлеченность, предпочте­ния, влияния, определение содержаний); мода (ориентации, подражание); мечты (содержание, источники); мужество (конструирование, оценка, визу­альные и вербальные проявления); нормы (законность, традиционность); партнерство (дружба, любовь); престиж (ориентации, способы конструиро­вания, распределение затрат, символическая нагрузка); пространство (част­ное, публичное, природное, технологическое, социокультурное); свободы (содержание, практики осуществления), секс (оценка, символы, значение, чувства, эротика, порнография, проституция); вкус (конструирование, оцен­ка); потребление (приобретение, желания, перераспределение); стиль (пони­мание, знаки); страхи (тревоги); время (личное, общественное, историчес­кое). Исследовательская ориентация на неисчерпаемый список жизненных ценностей и мотиваций, влияющих на определение жизненных практик лю­дей и осуществление поведенческих выборов, позволила более полно отра­зить процессы формирования стилей жизни индивида.