Смекни!
smekni.com

Государство как управляющая система (стр. 4 из 8)

Возрастание роли современного государства – это всеобщий процесс, присущий и западным, и восточным странам. Это связано с общим усложнением общественной жизни, стремлением правящих кру­гов иметь сильную государственную власть, авторитарную по своей сути. Подобная тенденция реально прослеживается в тех изменениях, которые наблюдаются в современном государстве.

1. Власть все более сосредотачивается в руках центрального ис­полнительного аппарата. Происходит это за счет ограничения опреде­ленных прав парламента и органов местного самоуправления.

2. Слияние, “переплетение” законодательной, судебной и ис­полнительной власти на основе последней.

3. Ограничение свобод граждан перед лицом государства.

4. Упадок политических партий и передача их политико-организационных функций бюрократическому аппарату.

5. Учащение случаев насилия со стороны государства в отно­шении граждан.

6. Создание новых механизмов контроля над обществом.

7. Трансформация системы права и правовой идеологии.

Данные признаки проявляются в разной степени в тех или иных странах, но тенденция к авторитаризации государства существует.

3. Типы государства.

Общество и государство прошли длительный путь эволюции. Менялись способы жизнедеятельности лю­дей, изменялась социальная структура. Это дало многообразие типов и форм государства, которые политологи в том или ином виде стремятся классифицировать. В марксистском подходе тип государства определяется, прежде всего, характером господствующего способа производства, а форма государства характеризуется совокупностью способов и методов осуществления государственной власти господ­ствующем классом. С учетом этого дается следующая классификация государств.

Первый тип государства – рабовладельческий, который подраз­деляется на азиатский и античный. Для азиатского характерна такая форма государства, как деспотическая монархия, для второго - респуб­лика, монархия, военная диктатура. Феодальному типу государства при­сущи, как правило, такие формы, как абсолютная или ограниченная монархия. Для буржуазного типа государства характерны конституционная монархия, республика, фашистская, военная диктатура. И социалистическому типу должна соответствовать республика (4, с.259-260). Реально же в условиях деформированного, "казарменного" социализма в Китае существовала военно-бюрократическая диктатура, в СССР – и других странах – диктатура партийного аппарата.

Как отмечал Бердяев Н.А., "Диктатура пролетариата, т.е. дикта­тура коммунистической партии, означает государственную власть более сильную и деспотическую, чем в буржуазных государствах... Советское государство стало таким же, как всякое деспотическое государство, оно действует теми же средствами, ложью и насилием. Это, прежде всего, государство военно-полицейское" (3, с.105).

Иной подход, не связанный со способом производства, наблюда­ем у современных ученых. Считается, что это наиболее современная и относительно полная классификация государственных форм. Здесь выде­ляются: 1. Анархия – фрагментарное господство, 2. Родовое господство короля – жреца, 3. Деспотизм монархического толка, 4. Олигархия ари­стократии, 5. Олигархия богатых, 6. Олигархия храмовой теократии, 7. Прямая демократия, 8. Тирания, 9. Бюрократическое господство в усло­виях наследственной монархии, 10. Парламентарное кабинетное прави­тельство, 11. Президентское правление, 12. Военная диктатура, 13. Тота­литарная диктатура (9, с. 17).

Не все согласны с предложенной классификацией ввиду того, что вероятность определений еще не гарантирует реального соответствия понятий политической деятельности. В частности, отмечается, что тота­литаризм, например, вполне может прятаться за фасадом плебисцитар­ной или социалистической демократии. Но в целом необходимость типологизации государств не вызывает сомнений.

На становление, эволюцию государственных форм оказывает воздействие ряд факторов. В частности, один из них – соотношение классовых сил в стране, когда между главными классовыми силами устанавливается определенное равновесие. Ни один из классов не имеет перевеса над другим, чтобы установить свое политическое господство. В такой ситуации появляется возможность установления личной диктатуры – диктатуры Цезаря, Кромвеля, Бонапарта, Гитлера.

Исторический опыт выявляет также вполне определенную зако­номерность. Она проявляется в том, что господствующие классы при возникновении для них опасности подрыва их власти со стороны угне­тенных масс вынуждены прибегать к замене демократической формы государства диктаторской, лишь бы сохранить свое господствующее положение.

На развитии государственных форм сказываются также такие факторы, как исторические традиции, взгляды и обычаи, влияние лично­сти выдающихся государственных деятелей. В частности, исторические традиции США, Англии во многом воспрепятствовали становлению здесь фашистской формы государства. А такие личности, как Джефферсон, Сталин, Де Голль, также во многом определяли форму государства в США, СССР, Франции.

4. Правовое государство

Одним из важнейших аспектов в понимании места и роли государства в жизни общества выступает проблема правового государства. Исторический опыт показал, что правовое государство представляет собой, с одной стороны, одну из важнейших общечеловеческих ценно­стей, с другой – это необходимое средство обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, борьбы с бюрократией, местничеством, ведомственностью. Поэтому формирование правового государст­ва неотделимо от развития гражданского общества и демократии. Эти процессы происходили одновременно, переплетались, способствуя соз­данию современного демократического правового государства.

Но как и в отношении идеи гражданского общества, так и в отношении правового государства в нашем обществоведении сама идея его считалась неприемлемой. Такой догматический подход игнорировал не только традиции развития гуманистической мысли, но и реальные обще­человеческие ценности.

4.1. Понятие правового государства

Правовое государство - это не только объективная необходимость, но и наиболее эффективный способ его организации и управления. Причин здесь несколь­ко. Прежде всего это связано с тем, что в обществе господствует всеобщая подвластность закону как граждан, так и всех государственных учреждений. В то же время сам закон выступает в ка­честве единственно возможного средства выражения и закрепления по­требностей и интересов граждан и общества в целом, превращения воли народа в важнейший регулятор общественных отношений.

Закон определяет права и обязанности членов общества, а также устанавливает необходимый социальный порядок в обществе. Одновре­менно закон вводит определенные меры ответственности за его наруше­ние, создавая тем самым необходимые гарантии защиты законных прав, свобод и интересов всех граждан и всего общества. Можно сказать, что правовое государство представляет собой правовую форму осуществления государственного суверенитета народа. Иначе говоря, все властные полномочия сосредоточены в руках государства и его органов, а органи­зация и функционирование данной власти осуществляется на правовой основе.

Идея господства закона в жизни народа, общества и государства возникла еще в глубокой древности как противопоставление автократии, самодержавному произволу правителя. Еще Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Аристотель: 'Там, где отсут­ствует власть закона нет места и (какой-либо) форме государственного органа" .

Французские мыслители XVII-XVII веков помогли осознанию людьми естественных прав, которые даны человеку от природы и могут быть или признаны государством, но могут быть и ограничены, и даже отброшены. Естественные права нельзя рассматривать в качестве дара человеку каких-то сил и, поэтому, мол, он должен быть им обязан. Есте­ственные права не даруются свыше, не даруются правителями, они им­манентно присущи человеческой цивилизации, восходящей по пут со­циального прогресса.

К естественным и неотъемлемым правам человека принадлежат, прежде всего, право на жизнь и нормальное человеческое существование, право на семью, на родину. Сюда же относится право наций на са­моопределение. К важнейшим правам следует отнести и право на политическую свободу – свободу слова, печати, собраний, демонстраций и ассоциаций. Кроме того, свобода предусматривает возможность каждому исповедовать любую веру, придерживаться какого-то мировоззрения, ориентироваться на определенные культурные ценности, избирать место проживания, сферу приложения своего труда. Надо отметить и право на труд, отдых, образование, профессиональную подготовку.

Среди естественных прав человека важнейшее значение приоб­ретает частная собственность, которая была заклеймена марксизмом и заменено общенародной собственностью. Что из этого вышло, показал опыт строительства социализма. Поэтому и начался возврат к восстановлению данного права. Сама по себе частная собственность не ведет к эксплуатации. Лишь в соединении с наемным трудом она дает возмож­ность присвоения прибавочной стоимости. Но давая экономическую свободу, создавая экономическое пространство, частная собственность создаст основу функционирования гражданского общества и демократического правового государства.