Смекни!
smekni.com

Государство как управляющая система (стр. 5 из 8)

Следовательно, естественные права человека не дарованы ему кем-то и никто не имеет права отнимать эти права у человека. Поэтому посягательство на естественные права человека, отбрасывание прав и свобод со стороны государства недопустимы и суверенный народ в лице гражданского общества получает право восстановить попранную спра­ведливость и заменить тех, кто к этому прибегает.

Сущность идеи правового государства как раз и состоит в ут­верждении суверенности народа как источника власти гарантированности его свободы, в подчинении государства гражданскому обществу. Вместе с тем, становление правового государства включает в себя еще один аспект. Речь идет о формировании такого общественного сознания, в котором праву отводилась бы главенствующая роль. Развитое право­сознание гражданского общества должно служить надежной гарантией его приоритета над государством, подчиненности государственных ор­ганов структурам гражданского общества.

Как отмечал русский философ И.А. Ильин, правосознание не сводится к тому, что человек просто сознает свои права. Сознавая свои права, он должен сознавать и свои обязанности, сознавать, что и другие люди тоже наделены такими же правами. Правопорядок представляет собой как бы живую систему взаимопризнаваемых прав и обязанностей. Отстаивая свои права, человек желает их признания и соблюдения со стороны других, но и сам вменяет себе в обязанность признавать и соблюдать права других. Поэтому правосознание есть воля человека к соблюдению права и закона, воля к законопослушанию (6, с.125).

Таким образом, основной целью правового государства является обеспечение гарантии, прав и свобод граждан во всех сферах жизни общества. Но достижение этой цели предусматривает, что и граждане проявляют уважение к законам и институтам политической системы.

Правовое государство в отличие от тиранического, тоталитарного вводит некоторые постоянные нормы и правила, которые ограничи­вают его как государство. В частности, одной из таких норм является разделение властей. Каждая из ветвей власти выполняет свои функции, все они сдерживают и уравновешивают друг друга, создавая необходимую гарантию против злоупотребления и нарушения демократических норм. Вместе с тем, и самим гражданам предоставляется возможность контролировать власти посредством избирательной системы и в случае необходимости поправлять их действия.

В основе правового государства лежит мысль о том, что власть должна осуществляться только во имя всеобщего блага и ответственность государства за благо общества должна соединяться с реализацией идеи права. И в этой связи важным аспектом функционирования право­вого государства становится обеспечение совместимости государства с правом. Речь идет об институционализации такого взаимодействия поли­тических сил, которое оказывает влияние на эффективность правовой воли в государстве и противостоит возможности злоупотребления госу­дарственной властью.

В качестве основных положений институционального учения о правовом государстве, выделенных одним из немецких политологов, включаются:

1. Конституционная государственность. Она требует, чтобы го­сударственная жизнь регулировалась правовыми нормами, закреплен­ными в конституции.

2. Плюралистическая структура политического сообщества. Здесь имеется в виду, что участие в политике разнообразных сил преду­сматривает создание механизмов, обеспечивающих сдерживающее воз­действие на государство. Главное – это противостояние опасности тоталитаризма и свободная игра интересов в обществе. Государство должно ограничиваться деятельностью по созданию таких жизненных условий для граждан, которые соответствуют сущности прав человека

3. Государственная монополия на власть и самостоятельность государства. Самостоятельность понимается как функционирование его в качестве независимого института, принимающего решения. Основными элементами организации государства выступают суверенная власть и исключение вмешательства особых интересов в формирование государ­ственной воли. Главными институтами суверенитета являются монопо­лия на верховную власть, принцип независимости государственных ре­шений, установка на односторонние суверенные действия, должностное положение исполнителей государственной власти, которое дает им независимость от частных интересов.

4. Институционализированная обратная связь государства с об­щественным мнением. Речь идет о том, что государственный аппарат находится под контролем общественного мнения, выражающего консенсус политического сообщества в отношении правовых и культурных ценностей.

5. Процессуальная (формальная и материальная) рационализа­ция государства. Она предусматривает связанность государства правом и законом.

6. Защита интересов перед государственной властью и судебный контроль над деятельностью государства (1, с.10-12).

Таковы основные аспекты сущности правового государства, ко­торому нет разумной альтернативы. Это касается как прав человека, так и принципа представительной демократии, через которую они реализу­ются.

Если же взять страны, стремившиеся построить социализм, то здесь всесильное государство полностью подчинило себе человека, кото­рый не имел никакой правовой защищенности. Из жизни общества были устранены идеи соблюдения прав и свобод граждан, защиты чести и достоинства личности, отброшены такие общечеловеческие ценности, как независимость судей, презумпция невиновности, гуманизм, принцип состязательности сторон. Большинство обвиняемых лишалось права защиты и обжалования приговоров. Грубейшее нарушение этих принци­пов привело не только к гибели миллионов людей, но и принесло глубо­кие политические и нравственные потери. Давно доказано, что право неразрывно связано с нравственностью, поскольку призвано утверждать идеи свободы, уважения личности, способствовать достижению социаль­ной справедливости

Из этого следует, что нет иной альтернативы для этих стран, кроме создания правового государства. Вне правового государства и гражданского общества не может нормально развиваться ни одна страна на пути к постиндустриальному демократическому обществу.

Для того чтобы создать правовое государство, необходимо, во-первых, добиваться превращения закона в основное средство управления общественными процессами. Приоритет закона должен быть незыблем, чего, к сожалению, в России не наблюдается. Во-вторых, необходимо формировать в обществе такую духовную атмосферу, когда соблюдение закона было бы более выгодным, чем его нарушение. Без высокого уров­ня правовой культуры, правовой грамотности населения трудно рассчитывать на успех.

В-третьих, деятельность всех правоохранительных органов должна осуществляться на правовых началах и быть нацелена на воцарение в обществе правопорядка. В-четвертых, немаловажное значение может иметь осуществление децентрализации управления, разграниче­ния функций центральных и региональных, местных структур власти, расширения прав органов местного самоуправления. И, в-пятых, необхо­димо решительно бороться с бюрократизацией государственной маши­ны, поскольку господство бюрократии тормозит становление правового государства.

4.2. Бюрократизация государственного аппарата

Проблема бюрократии не является присущей какому-либо определенному обществу. Бюрократия существовала в Древнем Египте, в Герман­ском государстве Фридриха II, в царской России, в современных правовых государствах. Бюрократический характер госу­дарственного аппарата обусловлен его отчуждением от общества. Дан­ный политический феномен достаточно широко распространен и захва­тывает государственный аппарат как тоталитарных, авторитарных, так и демократических обществ. Однако степень бюрократизации государст­венного аппарата во многом зависит от того, насколько государство сто­ит над обществом или находится под контролем гражданского общества. В тоталитарном обществе, где разрушено и гражданское общество, и правовое государство, бюрократизация государственного аппарата дос­тигает своего максимального выражения.

На это обращал внимание, в частности. НА. Бердяев. "Диктатура пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию, охватывающую как паутина всю страну и все подчиняющую. Это новая советская бюрократия, более сильная, чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы" (10, с.104).

Бюрократия, отмечает один из философов, это господство на ос­нове правил и предписаний посредством чиновников. "Бюрократия - это средство. Однако, она склонна к тому, чтобы превратиться в самоцель. Ставшая автономной, бюрократия обладает уже не этосом самоограни­чения, а тенденцией к безграничному саморасширению. Это возможно потому, что бюрократический аппарат именно в виду своей сложности уклоняется от общественного контроля, становится недоступным как для населения, так и для правительственных органов. Он существует благо­даря общности интересов своих служащих" (15, с.26).

Остановимся более подробнее на проблеме бюрократизации и рассмотрим некоторые подходы к пониманию природы и сущности 6юрократизма. Начнем с К. Маркса, который отмечает, что экономической основой бюрократии является государство, которое она рассматривает как принадлежащую ей собственность. При этом бюрократия на первый план выдвигает собственные цели, которые по сути являются ее карьери­стскими устремлениями. Важным условием существования бюрократии он также считал таинство в принятии решений, закрытый корпоратив­ный характер отношений с обществом.

В качестве характерных черт бюрократического аппарата К. Маркс выделял формализм, бездушие, произвол, крючкотворство. И появление этих негативных явлений он связывал с утратой бюрократией главного смысла своей деятельности – в интересах общества и ориента­ции ее только на сохранение и удержание своего положения в сфере распределения власти и материальных благ.