Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву (стр. 10 из 12)

Юридические школы шариата (мазхабы) по разному подходят к этому вопросу. Шафииты считают предварительное взаимное согласие вступающих в брак не всегда обязательным условием действительности брака. Представители ханифитской юридической школы считают, что совершеннолетняя девушка не может быть выдана замуж без ее согласия.

По российскому законодательству необходимым условием для заключения брака является достижение брачного возраста— 18 лет. Снижение этого возраста может производится органами местной администрации по месту заключения брака.

По мусульманскому праву совершеннолетним считается лицо, достигшее половой зрелости. Допускается заключение брака несовершеннолетними.

По Семейному кодексу РФ безусловным препятствием к вступлению в брак является состояние хотя бы одного их супругов в другом браке.

Запрет на вступление в брак лица, состоящего в другом браке, распространяется в мусульманском праве только на женщин, мужчины же имеют право одновременно состоять не более чем в четырех браках, но при условии из равное отношения ко всем женам. Из-за этого условия многоженство не получило большого распространения в мусульманских странах.

Российское право долгое время считало полигамный брак уголовным преступлением, но эта норма применялась только к народам Северного Кавказа, исповедующим ислам, в то время как остальные граждане не могли привлекаться к уголовной ответственности за это преступление.

После декриминализации в январе 1997 года многоженства некоторые субъекты Российской Федерации стали вносить предложение узаконить полигамию. Президент Ингушетии предложил внести изменение в статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации, направленное на предоставление права субъектам Федерации самим регулировать этот вопрос.

На мой взгляд, это предложение является обоснованным. Отсутствие законодательного регулирования и запрет на регистрацию полигамных браков ведет только к тому, что права женщин, фактически добровольно находящихся в незарегистрированном браке, не защищены законом.

Российское законодательство не допускает регистрации брака между лицами, состоя­щими в близких степенях родства, запрещаются и браки между усыновленными и усыновите­лями.

Число родственников, с которыми запрещено вступать в брак согласно мусульманскому праву, гораздо шире, сюда входят также полнокровные и неполнокровные дяди и тети. Мусульманское право запрещает вступать в брак также и со свойственниками и молочными родственниками.

Российское законодательство не допускает вступление в брак лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства. Если лицо фактически страдает душевным заболеванием и может являться невме­няемым, но это обстоятельство не установлено судом, юридически он вправе вступать в брак.

Шариатом таким лицам разрешается вступать в брак с сообщением будущему супругу об заболевании, но договора брака заключается не самим больным, а его попечителем.

Мусульманское и российское законодательство по разному подходят к вопросу о значимости религиозных взглядов супругов при вступлении в брак. Российское право, исходящее из принципа разделения религии и права, считает недопустимым учитывать религиозную принадлежность супругов. Мусульманское же право придает религиозной принадлежности большое значение. Мусульманин имеет право вступать в брак только с мусульманкой, христианкой или иудейкой. Мусульманка же может вступить в брак только с мусульманином.

У российского и мусульманского права различные подходы к процедуре развода. В соответствии с российским законодательством брак может быть расторгнут либо органами ЗАГСа, либо судом по совместному требованию супругов, или по требованию одного из них. Российское законодательство развод считает личным делом супругов. Государство не вправе препятствовать расторжению брака в случае, если оба супруга требуют расторжения брака. Если же один из супругов выступает против расторжения брака, суд может предоставить супругам срок для примирения, по истечении которого он обязан расторгнуть брак.

Мусульманское право, признавая развод самым противным из поступков, дозволенных Аллахом, в то время предусмотрело два способа прекращения брака, собственно развод (талак), право на который имеет только муж, и аннулирование брака судьей по заявлению жены либо других лиц (фисх).

Мусульманским и российским правом предусмотрены институты, направленные на примирение супругов. В российском законодательстве роль такого института играет срок, который предоставляет суд супругам для примирения, в случае если один из супругов не согласен на развод. В мусульманском праве примирением супругов занимаются представители семей супругов, которые должны принять меры для примирения супругов, выяснить причины их разногласий.

Российским законодательством предусмотрено совместная и договорная собственность супругов. Основным явля­ется режим совместной собственности супругов, но он может изменен брачным договором, трансформируясь в договорную собственность. Совместной собственностью супругов является имущест­во, нажитое ими во время брака. Брачным договором может быть установлен иной режим имущества, в частности режим раздельной собственности на все имущество или на какую-либо его часть.

Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью возложено на мужа.

Российским правом установлена обязанность супругов содержать друг друга и такую обязанность несут оба супруга. Но требовать выплаты алиментов вправе лишь нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Материальное обеспечение детей возлагается российским правом на родителей, причем такую обязанность несут и мать и отец, как во время брака, так и после его расторжения.

По шариату муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если она ее имела до заключения брака. Размер содержания определяется достатком мужа. Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в судебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не в состоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с требованием расторжения брака.

Основой отношений супругов в российском праве декларируется равенство супругов при решении всех вопросов семейной жизни.

Если в имущественных правах шариат предоставляет жене более привилегированное положение по сравнению с российским законодательством, то в неимущественных правах, предпочтительное положение имеет муж. Основными обязанностями жены в семейной жизни являются подчинение мужу.

Личные отношения между супругами играют значительную роль в жизни суп­ругов. Однако среди отношений супругов, регулируемых как российским, так и мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.

В соответствии с мусульманским правом после вступления в брак женщина попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять место жительства. При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за ним. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.

Российское законодательство признает равенство супругов в решении во­просов семейной жизни. Однако за нарушение этих правил невоз­можно установление санкций. Если супруги не решают во­просы совместно и на равноправной основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа принудить супругов решать их совместно. Поэтому формальное равенство супругов, при всей своей привлекательности, на практике выливается в то, что один из супругов, в большинстве случаев им является муж, занимает в семье господствующее положение.

В Дагестане, являющимся субъектом Российской Федерации, естественно, действуют нормы российского законодательства. Однако в быту нормы шариата оказывают значительное влияние на регулирование семейных отношений. Между дагестанцами, за редким исключением, при создании семьи обязательно заключается брак по шариату. При разрешении споров, относящихся к брачно-семейным отношениям, дагестанцы до обращения в суд пытаются разрешить спор по шариату (маслиат).

Остаются не урегулированными семейным правом вопросы, связанные с фактически имеющим место как среди мусульман, так и среди представителей других конфессий многоженство. Порой встречается и фактическое многомужество. Однако эти отношения не получили регулирования в семейном праве.

В законодательстве нельзя игнорировать особенности разных регионов и традиции народов и вводить единообразные, одинаково рассчитанные на все и вся нормы. Фактически специфика Дагестана, как региона с преимущественно мусульманским населением, никак не учтена в законодательстве. Согласно конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы практически все вопросы семейного законодательства, а к ведению субъектов РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы. По нашему мнению, было бы более целесообразным принятие Основ семейного законодательства РФ, регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и предоставление субъектам РФ права принятия кодексов, детально регламентирующих вопросы семейного права, что позволит в должной мере учесть специфику отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе с преимущественно мусульманским населением.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. // #G0Российская газета. - 25.12.93. - N 197.

2. #G0 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. //Собрание законодательства РФ.-1995.-№32.-Ст.3301.