Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву (стр. 9 из 12)

И мусульманское и российское право исходит из необходимости укрепления семьи. В связи с этим и в том и в другом законодательстве предусмотрены институты, направленные на примирение супругов. В российском законодательстве роль такого института играет срок, который предоставляет суд супругам для примирения, в случае если один из супругов не согласен на развод. В мусульманском праве примирением супругов занимаются представители семей супругов, которые должны принять меры для примирения супругов, выяснить причины их разногласий, и в случае, если не предоставляется возможным сохранить семью, то они осуществляют расторжение брака. Данный институт основывается на следующем аяте:

﴾ﺎﻬﻠﻫﺃ ﻦﻣ ﺎﻤﻜﺣ ﻭ ﻪﻠﻫﺃ ﻦﻣ ﺎﻤﻜﺣ ﺍﻮﺜﻌﺑﺎﻓ﴿

"А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи"[40].

По нашему мнению, процедура примирения, предусмотренная мусульманским правом, является более эффективной, поскольку родственники могут более действенным образом повлиять на примирение супругов, вникнуть в сущность их разногласий, в то время как официальному лицу-судье, супруги не всегда могут полностью раскрыть причины своих разногласий.

Еще одним видом развода по шариату, отсутствующим в российском праве, является развод по клятве (иляи). Под иляи понимается обет, произносимый мужем, воздерживаться от соития со своей женой, в течение промежутка времени превышающего четыре месяца. В случае, если данный обет будет выполнен мужем, то по истечении четырех месяцев судья по требованию жены расторгает брак. В случае же, если он не выполнит свой обет, то он становится клятвопреступником и для него обязательно искупление. Это основывается на аяте Корана.

ﻢﻴﺣﺭ ﺭﻮﻔﻏ ﷲﺍ ﻥﺎﻓﻭﺀﺎﻓ ﻥﺎﻓ ﺮﻬﺷﺃ ﺔﻌﺑﺭﺃ ﺺﺑﺮﺗ ﻢﻬﺋﺎﺴﻧ ﻦﻣ ﻥﻮﻟﺆﻳ ﻦﻳﺬﻠﻟ﴿
﴾ﻢﻴﻠﻋ ﻊﻴﻤﺳ ﷲﺍ ﻥﺎﻓ ﻖﻠﻂﻟﺍﺍ ﻮﻣﺰﻋ ﻥﺇ ﻭ

«Тем, которые поклянутся о своих женах, — выжидание четырех месяцев. И если они возвратятся, то поистине Аллах — прощающий, милосердный. А если они решатся на развод, то, поистине, Аллах — слышащий, знающий»[41].

В случае, если муж обвиняет жену в прелюбодеянии или не признает своего отцовства по отношению к ребенку, рожденному женой, и при несогласии жены с его обвинениями, не может предоставить необходимых доказательств этого, то каждый из них обязан поклясться именем Аллаха в своей правоте четыре раза, если же кто-либо из них откажется принести клятву, то он признается проигравшим. В случае же, если никто из них не откажется от клятвы и поклянется четыре раза, то клятва должна быть подтверждена «признанием проклятия Аллаха со стороны мужа и жены»[42]. После признания проклятия брак считается расторгнутым окончательным разводом.

Еще одним основанием для аннулирования брака является вероотступничество одного или обоих супругов. В этом случае брак аннулируется по истечении срока 'идда. Если вероотступник примет ислам до истечения срока 'идда, то брак между ними восстанавливается автоматически.

Расторжение брака в судебном порядке согласно российского семейного права производится в случае, если супруги имеют общих несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на развод. Между этими двумя случаями существуют значительные раз­личия.

В судебном порядке рассматриваются также дела о рас­торжении брака, если один из супругов, хотя и заявляет о своем согласии на развод, но уклоняется от расторжения брака в орга­нах ЗАГСа: не подает совместное заявление, не яв­ляется для регистрации развода (п. 2 ст. 21 СК РФ). Необходимость наделения другого супруга правом в этой ситуации обратиться в суд связана с тем, что в противном случае он не сможет полу­чить развод, так как принудить другого супруга явиться в ЗАГС невозможно. Таким образом, можно было бы затягивать брако­разводный процесс до бесконечности. Данные дела следует от­носить к разновидности расторжения брака по взаимному со­гласию супругов, если только супруг, уклоняющийся от растор­жения брака в органах ЗАГСа, не заявит о своем несогласии на развод в суде.

При расторжении брака по взаимному согласию супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, роль суда в принципе такая же, как и роль органов ЗАГСа. Суд не вправе выяснять причины развода, принимать меры к примирению супругов или допускать какое-либо иное вторжение в их личную жизнь. В статье 23 Семейного Кодекса РФ прямо указано, что суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Суд не обладает правом отказать в расторже­нии брака, если оба супруга заявляют об этом требование. Рас­торжение брака производится в этом случае в суде только пото­му, что этого требуют интересы несовершеннолетних детей. Однако речь идет не о том, что, исходя из интересов детей, суд должен стремиться сохранить семью любой ценой. Задача суда в этих случаях рассмотреть соглашение супругов о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети и в каком порядке и размере им будут уплачивать алименты. Суд обязан проверить, отвечает ли соглашение интересам детей. Если нет оснований полагать, что такое соглашение нарушает интересы несовершеннолетних, суд утверждает соглашение своим реше­нием. Если соглашение не достигнуто или представленное соглашение противоречит интересам детей, суд обязан по своей инициативе разрешить указанные вопросы в судебном заседа­нии и вынести по ним решение.

Соединение рассмотрения этих требований с бракоразводным процессом в данном случае целе­сообразно потому, что при разделении их и передаче расторже­ния брака в органы ЗАГСа практически невозможно будет про­контролировать принимаемые супругами решения в отноше­нии несовершеннолетних детей.

При рассмотрении вопроса о том с кем будут проживать несовершеннолетние дети, закон исходит из того, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (СК РФ ст. 61), но при рассмотрении этого вопроса российские суды в большинстве случаев без достаточных оснований отдают предпочтение матери.

Махмудова К. П. обратилась 24 июня 1996 г. в Советский суд г. Махачкалы с иском о расторжении брака к Махмудову А. Э. и передачи ей на воспитание 6 летнего сына. Без проверки заявления о том, что Махмудова злоупотребляет спиртными напиткам суд принял решение об удовлетворении иска Махмудовой.

По жалобе ответчика указанное решение в части передачи ребенка на воспитание истицы судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РД было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При повторном рассмотрении дела в суде доводы ответчика нашли подтверждение и в иске Махмудовой было отказано.[43]

При принятии решения относительно детей старше 10 лет суд обязан принимать во внимание их мнение.

Мусульманское право при решении вопроса о том с кем будет проживать несовершеннолетний ребенок исходит из следующего. Правом воспитания ребенка его родственники пользуются в таком порядке: мать, мать матери, отец, его мать, затем родственники по степени близости их родства, причем женщины предпочтительнее мужчин. В данном случае нет необходимости в судебном процессе, поскольку шариат точно определяет принадлежность права на воспитание ребенка. При нарушении права на воспитание дело рассматривается судом, который принимает решение о том кому принадлежит право на воспитание ребенка. Расходы на содержание ребенка мусульманское право возлагает на лицо, воспитывающее ребенка.

Если лицо, воспитывающее ребенка, ведет аморальный образ жизни, то оно по решению шариатского суда может быть лишено права на воспитание ребенка.

Заключение

Дела, связанные с разрешением семейных споров, занимают в суде большое место в объеме гражданских дел и нередко представляют трудность при их разрешении.

При рассмотрении таких дел в суде применяется российское законодательство, однако, в повседневной жизни большое значение имеют также нормы шариата и обычного права.

Различия между российским и мусульманским правом в основном сводятся к следующему.

Российское и мусульманское правовые системы существенно отличаются между собой по используемым ими источникам права. Российская правовая система исходит из наивысшего авторитета закона. В настоящее время семейные правоотношения регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года.

Система мусульманского права носит ярко выраженную религиозную окраску. Ее основу составляют юридически значимые положения Корана, Сунна, а также нормы, сформулированные на основе единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов, и умозаключения по аналогии.

Среди российских ученых существует различные точки зрения на правовую природу брака. Одни понимают брака как договор, другие как институт особого рода. В мусульманском законодательстве брак является гражданско-правовым договором.

В Российской Федерации браком, влекущим за собой юридические последствия, признается в только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. По шариату регистрация брака не проводится, но брачное сожительство без заключения брака в какой-либо форме, признается преступлением.

Одним из условий для заключения брака по российскому праву являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.