Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву (стр. 5 из 12)

В ходе работы над проектом Семейного кодекса было высказано предложение об обязательном медицинском освидетельствовании супругов перед вступлением в брак и обя­зательном сообщении друг другу о наличии перечисленных выше заболеваний. Однако это предложение принято не было. Сведения о результатах обследования составляют медицинскую тайну и без согласия обследуемого не могут быть сообщены лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак. Это правило при­звано оградить права лица, страдающего заболе­ваниями.

Мусульманское и российское законодательство по разному подходят к вопросу о значимости религиозных взглядов супругов для признания или не признания брака действительным. Российское право, как и любое другое нерелигиозное право, исходящее из принципа разделения религии и права, считает недопустимым учитывать религиозную принадлежность супругов. Мусульманское же право придает религиозной принадлежности большое значение. Мусульманин имеет право вступать в брак только с мусульманкой или китаби (христианкой или иудейкой).

﴾ﻢﻜﻠﺒﻗ ﻦﻣ ﺐﺘﻜﻟﺍ ﺍﻮﺗﻭﺃ ﻦﻳﺬﻟﺍ ﻦﻣ ﺖﻨﺼﺤﻤﻟﺍ ﻭ﴿

«(Разрешены вам) целомудренные из тех, кому даровано писание до вас»[22].

Из истории семейной жизни Пророка Мухаммада известно, что среди его жен были и еврейки Рейхан и София, которые впоследствии приняли ислам.

Мусульманка же может вступить в брак только с мусульманином. Эта норма шариата исходит из необходимости опеки со стороны мужа- мусульманина над женщиной, не допуская опеки над мусульманкой со стороны не-мусульманина.

Отношения мусульманского права к бракам не мусульман уже изложено выше. В случае если мусульманин станет вероотступником, его брак считается ничтожным, если он вновь не примет ислам в течение срока 'идда.

Ни в российском, ни в мусульманском праве на данный момент не существует такого института как временный брак. Временный брак разрешался мусульманским правом лишь в начале становления мусульманской религии, но в последующем был запрещен. В настоящее время некоторые мусульманские секты, в частности, шииты[23], разрешают временные браки, основываясь на высказывании Ибн 'Аббаса о дозволенности таких браков, и не признавая последующего запрета на временный брак, суннитские ученые, доказывая запрещенность временных браков, указывают на последующий отказ Ибн 'Аббаса от данного мнения.

Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: "Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер" и т.п., если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.

При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.

Как мы видим, между российским и мусульманским правом имеются значительные различия по вопросу заключения брака. В Дагестане как в субъекте Российской Федерации действуют нормы российского законодательства, но в то же время нормы мусульманского права оказывают значительное влияние на регулирование семейных отношений.

Как правило, между дагестанцами заключается «никях» - брак по шариату, называемый некоторыми народами Дагестана «магаром».

При разрешении в быту вопросов, относящихся к брачно-семейным отношениям, жители Дагестана также зачастую фактически руководствуются нормам мусульманского права. Мною проводился опрос среди жителей Махачкалы для выяснения, чем руководствуются дагестанцы, заключая шариатский брак. Большинство из опрошенных ответили, что брак по шариату является национальной формой заключения брака. При этом верующие отвечали, что без никяхамагара»), женщина является запретной для мужчины, а жить с женой без оформления шариатского брака является грехом.

Неверующие отвечали следующим образом. Представители старшего поколения, что они соблюдают принципы шариата, чтобы их не упрекнули в отступлении от национальных традиций. Молодежь отвечала, что соглашается с оформлением брака по шариату, учитывая пожелание старших.

В законодательстве нельзя игнорировать особенности разных субрегионов и традиции разных народов и вводить единообразные, одинаково рассчитанные на все и вся нормы.

В то же время специфика Дагестана, как региона с преимущественно мусульманским населением, никак не учтена в законодательстве. Отдельные ученые предлагают создать условия для применения некоторых норм мусульманского семейного права в регионах Северного Кавказа, населенных народами, исповедующими ислам[24]. С этим трудно не согласиться. Согласно конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы, практически все вопросы семейного законодательства и к ведению субъектов РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы. По нашему мнению, было бы более целесообразным принятие Основ семейного законодательства РФ, регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и предоставление субъектам РФ права принятия кодексов, детально регламентирующих вопросы семейного права, что позволит в должной мере учесть специфику присущую отдельным субъектам РФ, в том числе с преимущественно мусульманским населением.

Глава 2. Имущественные и неимущественные
отношения супругов

1. Имущественные отношения супругов.

Имущественные отношения супругов можно подразделить на отношения, связанные с собствен­ностью супругов, и алиментные правоотношения супругов.

Российским законодательством предусмотрено два режима собственности супругов: совместная и договорная собственность. По российскому законодательству законным режимом супружеского имущества явля­ется режим совместной собственности супругов. Законный режим супружеского имущества применяется постольку, поскольку он не изменен брачным договором (ч. 2 п. 1 ст. 33 СК). Таким образом, помимо законного семейное законодательство предусматривает существование договорного режима имущества супругов.

Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание, одежду, имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить жену жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов питания[25].

В соответствии с российским законодательством совместную собственность супругов составляет имущест­во, нажитое супругами во время брака. Существует презумпция того, что все имущество, приобретенное в течение брака, отно­сится к общей собственности. Из этой презумпции вытекают два вывода. Во-первых, лицо, требующее отнесения имущества, приобретенного в течение брака, к категории общего, не должно представлять никаких доказательств. Лицо, которое настаивает на исключении такого имущества из общности, напротив, должно предоставлять доказательства.

Алексеев в 1997 году обратился в суд с иском к Алексеевой о расторжении брака и разделе нажитого в период брака имущества, в том числе автомашины ВАЗ-21063.

Алексеева считала автомобиль не подлежащим включению в общее имущество супругов, так как в 1996 году он был подарен ей отцом на день рождения. В подтверждение своих доводов она предоставила договор дарения от 12 мая 1996 г.

Советский районный суд г. Махачкалы 26 октября 1997 г. брак между Алексеевыми расторг и произвел раздел имущества в равных долях, выделив автомашину в собственность ответчице. При этом суд исходил из того, что автомашина была подарена Алексеевой отцом и по этой причине не могла быть включена в общую массу совместно нажитого во время брака имущества.[26]

Все виды имущества, приобретенного в течение брака, считаются общи­ми независимо от того, включен законом тот или иной объект в перечень общего имущества или нет. Для того чтобы исключить тот или иной вид имущества, наоборот, необходимо прямое указание закона на то, что данная категория имущества являет­ся раздельной собственностью одного из супругов.

В пункте 2 статьи 34 СК РФ перечислены основные виды общего имущества. Это, прежде всего доходы каждого из супругов от трудовой и пред­принимательской деятельности, результаты интеллектуальной деятельности, пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения. К общей собст­венности относятся также приобретенные за счет общих дохо­дов вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в банки и иные кредитные учреждения или в иные пред­приятия или организации, а также другое имущество.

Указанное имущество является общим независимо от того, приобретено оно на имя обоих супругов или только одного из них. Не имеет также значения, на чье имя зарегистрировано имущество, требующее регистрации, например, автомашина.