Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву (стр. 7 из 12)

Личные отношения между супругами, безусловно, зани­мают большее место и играют значительную роль в жизни суп­ругов, по сравнению с имущественными.

Однако далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не поддаются правовому регули­рованию. За пределами права лежит и большинство отноше­ний, составляющих существо повседневной жизни супругов. Такое утверждение можно применить как к российскому, так и к мусульманскому праву, однако, шариат, безусловно, более обстоятельно регламентирует данную область взаимоотношений супругов. Несмотря на то, что и в том и другом праве существуют нормы, регулирующие данные отношения, однако они носят в большей степени декларативный характер, поскольку не предусмотрена ответственность за несоблюдение этих норм.

Поэтому среди отношений супругов, регулируемых как российским, так и мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.

В тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав невозможно. Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют никакой правовой ценности. Возводя моральные нормы в ранг право­вых, они создают определенный эталон поведения, что имеет также и воспитательное значение.

Особенно это касается мусульманского права, поскольку оно основано, прежде всего, не на силе государственного принуждения, а на внутреннем убеждении людей придерживающихся мусульманского вероисповедания.

Нормы российского права, регулирующие личные неимущественные отношения супругов, можно условно подразделить на три группы. Первую группу составляют нормы, являющиеся по своей пра­вовой природе нормами конституционного права, закрепляю­щими право супругов на выбор рода занятий, профессии, места жительства. Во вторую группу входят уже упомянутые нормы-декларации, лишенные санкций. И только третья группа состоит из обычных семейно-правовых норм, снабженных санкциями.

Пункт 1 статьи 31 СК РФ указывает, что супруги свободны в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Все эти права являются элементами общего конституционного статуса граждан и в том или ином виде закреплены в Конституции РФ. Прежде всего, пункт 3 статьи 19 Конституции провозглашает равенство прав мужчины и женщины независимо от того, состоят они в браке или нет, следовательно, вступление в брак не может привести к умале­нию их конституционных прав. Право на выбор рода занятий и профессии определено в пункте 1 статьи 37 Конституции, оно также не зависит от семейного статуса граждан. Право на свободный выбор места пребывания и жительства закреплено пунктом 1 статьи 27 Конституции.

Се­мейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав является лишь основанием к разводу. Лишь в особых ситуациях, когда нарушение прав супруга связано с посягатель­ствами на личность: лишение свободы, угрозы, физическое на­силие — возможно применение уголовно-правовых норм.

В соответствии с мусульманским правом изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность[31]. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять место жительства. Притом, что мужчина, в общем, наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда.

При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за ним, для того, чтобы не допустить распад семьи и ухудшение отношений между супругами. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.

Нормы, закрепленные в пункте 2 статьи 31 СК РФ, устанавливают равенство супругов в решении во­просов семейной жизни: воспитании и образовании детей, ре­шении проблем отцовства и материнства. Все эти проблемы супруги должны решать совместно, исходя из принципов ра­венства. Легко видеть, что за нарушение данных правил невоз­можно установление санкций. Если супруги не решают эти во­просы совместно и на равноправной основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа принудить супругов решать их совместно. Несогласие по этому поводу может привести к распаду семьи и разводу, но принуждение к их осуществлению невозможно.

Неимущественные отношения супругов по мусульманскому праву регулируются на основе более высокого положения супруга, и обязанности жены подчиняться мужу, если его требования носят законный характер. Данное требование взаимосвязано с обязанностью мужа содержать жену, т.к. любое право должно быть уравновешено обязанностью. Шариат в данном вопросе не пошел по пути признания абсолютного равенства мужчины и женщины, предоставляя мужчине права в одной области, он накладывает на него обязанности в другой. То же самое касается и женщин. На наличие взаимных прав мужчины и женщины указывается в хадисе: «Поистине есть у вас права на ваших жен и у ваших жен есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо, одевали и кормили их»[32]. Муж имеет право в случае если жена не выполняет его законных требований наказать ее: «Всегда обходитесь с женами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, и бейте их, но не жестоко».[33]

Формальное равенство супругов, установленное российским законодательством, при всей своей привлекательности, на практике выливается в то, что один из супругов, в большинстве случаев им является муж, занимает в семье господствующее положение.

Шариат же исходит из того, что семья, как и любое другое сообщество, нуждается в разумном руководстве. Либо жена, либо муж должны поэтому взяться за руководство, и природа показывает, что мужчине больше подходит руководить. Поэтому по шариату мужчина, принимая на себя ответственность за домашнее хозяйство, средства к жизни, благополучие детей и заботу о них, заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила стойкость и выносливость делают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести тяжкое бремя охраны семьи от разрушения и беспорядка. Кроме того, женщина более эмоциональна и быстрее может быть поколеблена чувствами.

В соответствии со статьей 32 СК РФ при заключении брака супруги могут избрать фамилию одного из них в качестве их общей фамилии или сохранить добрачную фамилию. Кроме того, суп­руги вправе соединить свои фамилии и именоваться двойной фамилией, если законодательство субъекта Российской Феде­рации, на территории которого заключается брак, не запрещает соединение фамилий. Не допускается соединение фамилий и в случае, если один из супругов уже носит двойную фамилию. В соответствии со сложившейся традицией чаще всего жена при­нимает фамилию мужа, однако, по закону супруги равны в своем выборе. Право на выбор фамилии может быть осущест­влено супругами только в момент регистрации брака.

Поскольку мусульмане не имеют фамилий в их европейском понимании, вопрос о фамилиях мусульманским правом никак не регулируется.

Расторжение брака.

У российского и мусульманского права различные подходы к вопросам процедуры и необходимых условий развода. Отношение к самому расторжению брака мусульманского и российского права также отличается.

Отношение мусульманского права к разводу выражено в хадисе: " Развод - самый противный из поступков, дозволенных Аллахом"[34]. Из чего делается вывод о том, что развод в своей сущности является порицаемым действием, но никто не вправе помешать расторжению брака в случае, если расторжение брака было совершено с соблюдением всех необходимых условий.

Притом, что развод считается в общем порицаемым явлением, существует ситуации, при которых он становится запрещенным, обязательным или же мубахом (действия, которые не являются ни порицаемыми, ни желательными). Развод обязателен, в случае неспособности мужа обеспечить жену или жить с ней половой жизнью, а также в случае невыполнения женой обязательных требований шариата. Обязанность мужа расторгнуть брак в первых двух случаях возникает только в случае требования развода со стороны жены.

Запретным считается брак, целью которого является нарушение равенства между женами. Данный запрет не влечет автоматически к разводу, а выражает отношение религии к таким действиям. Основой обеспечения данного запрета является не принуждение, а внутреннее убеждение мусульманина, которое не позволяет ему поступать вопреки религиозным нормам.

Российское законодательство относится к разводу индифферентно и считает его личным делом супругов. Государство не вправе препятствовать расторжению брака в случае, если оба супруга требуют расторжения брака (ст.23 СК РФ). Если же один из супругов выступает против расторжения брака, суд может предоставить супругам срок для примирения, по истечении которого он обязан расторгнуть брак.

В российском праве для прекращения брака необходима регистрация расторжения брака государством либо принятие соответствующего судебного решения. В шариате для признания расторжения брака законным достаточно соблюдения ряда условий, принятие какого-либо решения органами государственной власти не обязательно, хотя развод может быть осуществлен и судом.