Смекни!
smekni.com

Основы проектирования и конструирования (стр. 36 из 53)

Таким образом, в общественных отношениях действуют как естественные, так и производственные факторы. Специфические законы общества органически сливаются с общими законами природы, придают им новое качественное содержание. Под влиянием таких факторов, как труд, производство, распределение, обмен продуктами труда, потребление, языковое общение, сознание и т.д. органическая форма движения материи сбросила свою животную специфику и приобрела качественно более высокую социальную форму своего проявления [3]. Аналогично природе и обществу, должны существовать законы техники, неразрывно связанные с законами природы, как это следует из определения техники, столь же неразрывно связанные с законами развития общества, поскольку цель создания техники - удовлетворение запросов общества, и в то же время законы объективные, т.е. присущие самой технике и не зависящие от воли людей.

Все законы природы, безусловно, являются объективными и не зависят от воли человека.

Например, пропорциональность между деформациями и напряжениями, действующими в металлической детали, существует независимо от того, знаем мы закон Гука или нет. В человеческом обществе, наряду с объективными законами его развития, действуют также юридические законы и законы морали.

Под юридическим законом подразумевают нормативный правовой акт, изданный высшим органом государственной власти в установленном порядке, регулирующий основные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Юридические законы могут существенно различаться в различных странах.

Эти законы оказывают некоторое влияние на развитие техники, что находит свое выражение, например, в стандартах.

Законы морали представляют собой совокупность принципов и норм поведения, характерных для представителей того или иного общества или социальной группы.

В отличие от правовых норм, на страже соблюдения которых стоят органы государства, соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия.

Юридические законы и законы морали не являются результатом произвольной, не обусловленной объективными требованиями, деятельности людей.

Важнейшая особенность социальной деятельности людей состоит в том, что в процессе этой деятельности наряду с естественными возникают новые "искусственные" материально-производственные факторы, к которым относятся производительные силы и производственные отношения, составляющие в совокупности способ производства материальных благ; идеологическая надстройка; материальные блага, созданные в результате труда.

Эти искусственные факторы явились закономерным результатом активного приспособления людей к условиям естественной среды [3].

Возникнув же в результате трудовой деятельности человека, они превратились в активный фактор формирования всей человеческой структуры, привели к возникновению общественно-экономических формаций, каждая из которых создает свой механизм самозащиты в виде формирования соответствующего права и морали. Таким образом, в социальной жизни содержатся естественные основы.

Настоящая работа, посвящена рассмотрению лишь объективных законов, определяющих строение и развитие техники.

Следует заметить, что по сфере действия различают три основные группы законов.

Специфические или частные законы. Примером может служить закон сложения скоростей изучаемый в механике.

Законы, общие дм больших групп явлений. Примером является закон естественного отбора, действующий в живой природе. Аналог этого закона - закон прогрессивной эволюции - действует в области техники

Всеобщие или универсальные законы. К этой группе относятся законы диалектики:

закон единства и борьбы противоположностей;

закон отрицания отрицания;

закон перехода количества в качество.

Сюда же относится универсальные законы экологии:

все связано со всем;

природа знает лучше;

ничто не дается даром;

все должно куда-то даваться.

К всеобщим законам, очевидно, следует отнести и принцип наименьшего действия, который Ферма определил следующим образом: Природа действует наиболее легкими и доступными путями.

Лейбниц, пожалуй, более точен в своем определении: устройство природы должно проявляться как максимум добра (полезного эффекта) и минимум действия во всех процессах. Особенно глубоко этот принцип разработан в вариационном исчислении, где известен как принцип Гамильтона-Остроградского.

Всеобщим законом следует считать и второе начало термодинамики, т.е. закон монотонного возрастания энтропии при протекании любых процессов во Вселенной.Л. Больцман предложил следующую вероятностно-статистическую формулировку второго начала термодинамики: "Изменение, которое может произойти само собой, есть переход от менее вероятного состояния к более вероятному состоянию" [Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. - Л.: Наука, 1984. - 189с.]. (Энтропия - мера вероятности пребывания системы в денном состоянии. Числено определяется как отношение количества теплоты, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической температуре системы)

По утверждению В.Е. Хаина [24], с которым согласен и автор, основные принципы системного анализа - иерархия систем, их эмерджентные свойства, принцип обратной связи - имеют значение, равное законам диалектики, и служит их естественным дополнением. То же относится к выдвинутой И.Р. Пригожиным [25] концепции самоорганизации, саморазвития открытых неравновесных систем. Ведь к этой категории относятся все системы, обменивающиеся веществом, энергией, информацией с внешней средой, т.е. все объекты живой природы и вся техника.

Очевидно, требует объяснения использованное выше понятие "Эмерджентные свойства". Этот термин обозначает, что система может обладать свойствами, возникающими только в самой этой системе, и не присущими ни одному из входящих в систему элементов. Всеобщими являются законы сохранения:

закон сохранения и превращения энергий;

закон сохранения массы.

Приведенные примеры всеобщих законов дают достаточное у представление об этой категории.

Между общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а частные представляют собой проявление общих законов, носят объективный характер, существуют независимо от сознания людей.

Частные законы изучаются частными естественными, техническими и общественными науками. Использование частных законов в технике очевидно: каждый элемент любого технического объекта осуществляет тот или иной физический принцип действия. Таким образом, на уровне частных законов необходимость выделения каких-то особых законов развития техники не является очевидной.

Универсальные законы составляют основу мировоззрения и распространяются в равной мере, как на природные, так и на технические объекты.

С примерами проявления, в частности, закона единства и борьбы противоположностей в химической технике можно ознакомиться в работе [4].

Таким образом, общие законы развития техники относятся ко второй группе объективных законов. Сам факт существования таких законов сегодня можно считать общепризнанным. Это отмечает Ю.С. Мелещенко [5]: "Техника образует специфический, относительно самостоятельный класс общественных явлений, что, в свою очередь позволяет ставить вопрос о существовании соответствующего специфического класса законов и закономерностей, которые свойственны технике и не относятся к другим общественным явлениям". Аналогичные точки зрения высказывали Г.И. Шеменев, В.И. Белозерцев [6] и другие философы, занимавшиеся проблемами техникознания.

Однако здесь есть предмет для размышления. Очень продолжительный каменный век, когда не существовало связей между весьма удаленными друг от друга народами, в частности, жившими на разных континентах, не существовало науки как средства теоретического осмысления действительности, характеризуется поразительным единообразием орудий труда.

На чем же основывается это единство строения различных классов технических объектов?

По мнению В.И. Белозерцева [7], общность технических средств определяется общностью свойств, сил и законов природы, лежащих в основе техники, общностью закономерностей развития материального производства и зависящих от него условий социальной жизни, общностью биологических и социальных потребностей человека, орудием удовлетворения которых служит техника, общностью вытекающих из всех факторов требований к функциям технических средств и их формам, общностью развития человеческого познания, принципов и закономерностей технического творчества.

Таким образом, первоосновой является закон природы. В природе, в естественных условиях этот закон действует, как указывалось выше, безотносительно к тому, знают его люди или нет. Однако для того, чтобы создать искусственное творение - технику, базирующуюся на том или ином законе природы, человек должен познать этот закон и научиться использовать его в своих интересах. Отсюда следует, что законы техники вторичны по отношению к законам природы и проистекают из законов природы.

Развитие техники, появление сложных искусственных технических систем приводит к проявлению и таких законов техники, которые не имеют аналогов в природе.

Таковы две особенности законов техники, которые подтверждают объективность их существования.

Отметим в заключение, что все законы техники делятся на законы строения техники или структурные законы, которые выражают существенную связь между расположенными в пространстве элементами и не отражают возможной тенденции развития технического объекта, и законы развития техники, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени (например, последовательный рост КПД, единичной мощности технического объекта (ТО) и т.д.).