Смекни!
smekni.com

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование (стр. 32 из 45)

Особенности работы с различиями во взглядах и установках супругов

Часто с проблемами по поводу семейных дел и обязанностей тесно переплетаются различия во взглядах и позициях супругов. Так, например, жена считает, что пол на кухне надо мыть четыре раза в неделю, а муж — что достаточно и одного. Соответственно, он и моет его только один раз, в то время как жене, исходя из ее взгля­дов и представлений, приходится делать это еще три раза в тече­ние недели. Конечно, это мелочь, но часто конфликтными ста­новятся и более серьезные ситуации, в основе которых также лежит разница во взглядах — в каком возрасте отдавать ребенка в детский сад, как лучше всего провести отпуск, стоит ли копить деньги на машину или лучше купить новый мебельный гарнитур и т.д. Семей­ная жизнь изобилует поводами для подобных разногласий.

Естественно, что консультант ни в коем случае не должен зани­мать позицию судьи, решая, чьи взгляды более правильны, а чьи нет. К тому же, чаще всего за такими конфликтами скрывается простое неумение супругов выслушать друг друга и договориться. В такой ситуации консультанту следует попробовать провести с супругами конструктивные переговоры, которые, с одной сторо­ны, позволили бы им договориться по какому-то вопросу, а с дру­гой — продемонстрировали бы саму возможность и способы реше­ния разногласий и проблем.

Техника конструктивных переговоров

При проведении таких переговоров очень важно придерживать­ся определенной системы высказываний, не давая ни одному из партнеров проявлять излишние эмоции, вместо того чтобы излагать факты. Так, на первом этапе каждому из супругов предлагается четко и ясно высказать свою позицию по какому-то вопросу, выб­ранному для обсуждения, например, стоит ли отдавать ребенка в садик в два года или лучше изыскать возможность продержать его

еще год дома.

Следующий этап — аргументация. Каждый партнер должен как можно подробнее и тщательнее обосновать преимущества своей позиции. И лишь на следующем этапе, выслушав аргументы друг друга, супруги могут высказывать критические замечания (но так­же по возможности опираясь на логику, а не на эмоции) в адрес позиции партнера. Надо заметить, что сама по себе эта процеду­ра, достаточно простая на первый взгляд, подчас требует серьез­ных усилий со стороны обоих супругов, и не только в том, чтобы молчать и внимательно слушать другого. Формулирование собствен­ной позиции и аргументов в ее защиту не так легко даются многим клиентам, поскольку более привычными в такой ситуации являются взаимные окрики типа: "Как ты можешь так думать?" или "Ты ни­чего в этом не понимаешь!". Интересно, что уже на этих первых этапах кто-то из супругов может согласиться с позицией другого или ощутить слабость своей собственной точки зрения. Но представим себе, что все предшествующие этапы прошли успешно и никто из партнеров "не выбыл". Тогда наступает самый ответственный и сложный этап — поиски компромисса.

Здесь возможны по крайней мере два пути. Первый — согласие обоих на какое-то промежуточное по отношению к взглядам обоих решение: например, отдать ребенка в сад в два с половиной года вместо двух или трех. Второй путь состоит в соблюдении некото­рой очередности, например, в этом году летом провести отпуск на юге, а в следующем — в байдарочном походе. В процессе аргумен­тации часто выясняется, что в основе позиции одного из супругов лежат не какие-либо логические аргументы и соображения, а не­кие взгляды и установки, усвоенные в детстве, услышанные где-то или вычитанные из книг и воспринимаемые как неопровержи­мые. Ригидное, без учета внешних обстоятельств стремление реализовать свою позицию, какая бы она ни была, вряд ли способ­ствует улучшению отношений.

Коррекция ригидных представлений и принципов

Консультанту не следует брать на себя "внутреннее обязательство" бороться с любыми неадекватными взглядами супругов (каждый, в конечном счете, имеет право на свои жизненные принципы). Обсуждать можно лишь то, что, с одной стороны, явно противо­речит взглядам партнера, а с другой — мешает как организации супружеской жизни, так и более компетентному и конструктивно­му поведению. Опасны всегда не сами по себе взгляды или жиз­ненная позиция, а та бескомпромиссность, с которой их придер­живаются. В этой ситуации консультант может попытаться смягчить позицию клиента, используя парадоксальные вопросы типа: "А что страшного в том, что...?", "А почему бы и не...?" Отвечая на по­добные вопросы, люди чаще всего начинают говорить о своих чув­ствах стыда, унижения, проигрыша и т.п., которые стоят на пути изменения позиции и, следовательно, мешают супружеским отно­шениям. Разговор на уровне чувств означает переход на более глу­бокий уровень работы с супружеской парой. Обсуждение чувств, демонстрация того, что страхи, мешающие изменению позиции, не соответствуют действительности, способствует коррекции ригид­ных представлений, изменению их на более гибкие и конструк­тивные.

Важно, чтобы другой супруг, принимая участие в этом разго­воре, также говорил о собственных чувствах и переживаниях и ни в коем случае не пытался самоутвердиться или выиграть, восполь­зовавшись слабостью другого. В случае необходимости психолог может специально напомнить о том, что разговор идет на уровне чувств, высказываниями типа: "Это ваши мысли, но каковы ваши чувства?" или "А что вы чувствуете, когда ваш муж отказывается это делать?.."

В качестве примера позиции, прямое следование которой на­носит ощутимый вред практически любым супружеским отношени­ям и с которой не так уж редко приходится сталкиваться при кон­сультировании, укажем на такой стиль поведения во время супружеских конфликтов, который может быть сформулирован как "стремление выяснить все до конца, для того чтобы в следующий раз не повторить старых ошибок". В семьях, где один или оба суп­руга придерживаются этого правила, ссоры часто растягиваются на долгий срок, поскольку при последующем выяснении отношений появляются все новые и новые поводы для обид, каждый хочет доказать свою правоту, не стремясь понять и принять точку зрения партнера. Разумеется, ни истина, ни мир в результате не достига­ются: выигрывает тот, кто сильнее, кто пользуется в семье боль­шей властью, да и служат такие выяснения чаще всего для того, чтобы он/она мог лишний раз продемонстрировать супругу свое превосходство.

Такие представления можно поставить под сомнение вопросами типа: "Ну, как вы в ходе разбирательства добираетесь до истины?" или "Как вы считаете, благодаря таким разборам в вашей семье действительно стало меньше ссор?" — то есть используя технику парадоксальных вопросов. Ответ супругов на этот вопрос иногда до­вольно ясно демонстрирует, что в основе их дискуссий лежит прежде всего борьба за власть, например: "Мы давно бы не выясняли этих вопросов, если бы до нее наконец дошло, что она ничего в этом не понимает!" Такой ответ— наглядное свидетельство того, как один во что бы то ни стало стремится добиться преимущества над другим. Благодаря использованию парадоксальных вопросов суп­ругам чаще всего довольно быстро становится очевидной неадекват­ность их поведения и реагирования в такой ситуации. Вслед за этим можно вместе с ними разработать способы поведения и реагирова­ния, которые были бы не столь травмирующими для их отношений. Но можно также, если супруги готовы к рассмотрению своих про­блем на более глубоком уровне, перейти к обсуждению того, по­чему и как каждый из них стремится к большей власти в отно­шениях, как каждый из них борется и контролирует другого. Разногласия во взглядах, таким образом, часто служат прекрасным материалом для начала работы с клиентами на уровне глубинных конфликтов.

Консультирование супругов по поводу сексуальных проблем

Консультирование супругов по поводу их сексуальных проблем — довольно скользкая и сложная тема как для клиентов, так и для неопытных консультантов. Часть трудностей, с которыми встречается психолог при консультировании сексуальных проблем, опре­деляется элементарным незнанием большинством людей, в чем состоит специфика деятельности психологов, сексопатологов и сексологов. В связи с этим нередки случаи ошибочных обращений, когда к психологу приходят клиенты с глубокими расстройствами сексуального поведения, которых он вынужден сразу же отправлять к соответствующим специалистам. Поэтому консультанту необхо­димы хотя бы минимальные знания в области сексологии и сексопатологии, позволяющие, по крайней мере, не браться за то, с чем он явно не сможет справиться (Васильченко Г.С., 1977; WollmanB.B., MoneyI., 1980). Но все же среди тех, кто обращается в консультацию, обычно встречаются люди с сексуальными пробле­мами либо чисто психологического порядка, либо с преобладанием в них психологических аспектов. В этих случаях основные сложно­сти связаны с деятельностью психологических защитных механиз­мов и, в частности, с тем, что сексуальные проблемы часто заме­щают собой межличностные и наоборот: Обычно, говоря о сексуальных проблемах, супруги склонны недооценивать роль пси­хологических факторов, рассматривая возникающие трудности как нарушения чисто физиологического порядка.

Если жалобы на сексуальные проблемы появляются уже в нача­ле первого приема, то это, скорее всего, свидетельствует либо об их физиологической природе, либо о глубинных личностных про­блемах клиента, связанных с сексуальностью. Коррекция и того, и другого лежит за пределами компетенции консультанта. Такого клиента необходимо направить к другим специалистам.