Смекни!
smekni.com

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование (стр. 34 из 45)

В ходе такого разговора особая поддержка и участие обычно требуется тому, кто оказался как бы "менее развитым", не обла­дающим "необходимыми" способностями. Консультант с этой це­лью может непосредственно выражать свою поддержку, например: "Вы ведь можете так себя вести" или "А вам ведь тоже, возможно, что-то мешает вести себя так, как хотелось бы?". Кроме поддерж­ки консультанта, очень важно также, чтобы именно с этой "сла­бой" стороны прозвучали какие-то замечания и пожелания, по­скольку чувство превосходства и компетентности у одного и собственной никчемности и беспомощности у другого не могут по­служить базой для нормализации отношений. Тем более, что борьба амбиций, стремление доказать и показать что-то партнеру часто являются одним из важнейших мотивов поведения супругов в этой ситуации и в случае перехода к более глубинному анализу отноше­ний он может стать серьезной темой последующих бесед. Иногда приходится обсуждать проблемы сексуальных отношений с каждым из супругов по отдельности (особенно часто это бывает, когда один из них не подозревает об измене другого или, во всяком случае, не знает о том новом опыте, который был при этом получен после­дним). Нередко разделение супругов в ходе консультирования бы­вает вызвано тем, что у одного из них оказываются довольно серь­езные личные проблемы, связанные с отношением к собственной сексуальности, мешающие более свободно и спонтанно проявлять собственные желания. Чаще всего личные проблемы в этой облас­ти основываются на взглядах, которые были характерны для роди­тельской семьи, на запретах, сформировавшихся у клиента в этой сфере в детстве. Решение таких проблем в ходе краткосрочной те­рапии в принципе невозможно, поскольку они требуют значитель­ной и углубленной психотерапевтической проработки. Но даже просто подробное обсуждение этого материала в ходе беседы с кон­сультантом активизирует более зрелое, рациональное отношение клиента к собственной сексуальности, что само по себе может способствовать снижению напряженности в сексуальных отношениях супругов. Полезными являются вопросы, ставящие под сомнение сексуальные запреты и сложившиеся представления о человеческой сексуальности: "Почему вы считаете, что так себя вести нельзя?" или: "Что неприятного в том, что ваш муж говорит с вами об этом?".

Супругам, жалующимся на проблемы, связанные с сексом, часто просто не хватает определенной информации и, поскольку хорошей популярной литературы о сексуальных отношениях рань­ше было слишком мало, а теперь слишком много, психологу час­то приходится выступать в роли советчика, что именно стоит по­читать, куда еще следует обратиться с подобными проблемами, к чему следует или не следует стремиться супругам в своих сексуаль­ных отношениях. Конечно, говорить об этом нужно с осторожно­стью, но иметь определенное представление о существующих по­пулярных изданиях по проблемам сексуальности консультанту, работающему с супружескими проблемами, просто необходимо.

В ситуации, когда в силу каких-либо причин психологу прихо­дится беседовать с клиентами по отдельности, желательно сделать так, чтобы при завершении консультирования супруги снова ока­зались вместе, поскольку это может послужить хорошей основой для их дальнейшего совместного разговора о сексе. Конечно, описан­ные выше ситуации далеко не исчерпывают всех проблем и труд­ностей, связанных с сексом, которые возникают у супругов и мо­гут стать темой обсуждения в процессе консультирования. Завершая эту тему, хочется еще раз подчеркнуть необходимость ориентации на психологические аспекты отношений супругов при компетент­ной работе консультанта с сексуальными проблемами.

Дефицит доверия и близости в отношениях супругов

Представление о том, что доверительное общение супругов яв­ляется основой успешных супружеских отношений — одно из ба­зовых допущений большинства теорий семейной и супружеской те­рапии. Поэтому установлению позитивного контакта и доверитель­ного общения между супругами обычно отводится основное время работы в ходе психотерапии. С этой точки зрения любой конфликт в конечном счете означает, что люди просто не могут нормально договориться по какому-то поводу. Но, как ни странно, жалобы на трудности общения друг с другом довольно редко звучат у кон­фликтующих супругов. Основой того, что портит их жизнь, они сами считают частые ссоры, отсутствие помощи и поддержки, сек­суальные проблемы и т.д. И лишь в процессе консультирования у них обычно возникают и формулируются жалобы, непосредственно связанные с общением: "Мы не понимаем друг друга", "Я не могу ей ничего рассказать, она тут же меня осуждает", "Мы не доверя­ем друг другу" и т.д. Но независимо от того, затрагиваются или нет эти проблемы самими супругами, в той или иной мере они долж­ны обсуждаться в процессе консультирования, поскольку лишь нормальное общение является залогом того, что трудности, встре­чающиеся в совместной жизни, будут успешно разрешены.

Общение — сложный и многомерный процесс, поэтому прежде чем говорить о трудностях в общении, хотелось бы остановиться на некоторых его особенностях, без понимания которых оказание про­фессиональной помощи невозможно. Принято выделять несколь­ко уровней общения, так или иначе определяющих взаимодействие людей друг с другом. Прежде всего это уровень коммуникации, то есть непосредственного общения (что, какие слова люди говорят друг другу) и уровень метакоммуникации, то есть обсуждения са­мого процесса общения (рефлексия того, как, что и почему гово­рят люди друг другу) (RaushH.L, GriefA.C., NugentJ., 1979). Чаще всего понимание того, что говорится, выводится только из непос­редственного содержания коммуникации, в то время как действи­тельный смысл сообщения может быть понят лишь при привлече­нии рефлексии — попытке понять, почему и зачем именно это говорится людьми в процессе общения. Но, поскольку в конфлик­тных супружеских парах такие глубинные смыслы понимаются суп­ругами по-разному и почти никогда не обсуждаются и не сравни­ваются, им редко удается понять друг друга, и общение их полно недомолвок и постоянных подозрений.

Так, к числу наиболее типичных примеров может быть отнесе­на ситуация, когда один из супругов постоянно напоминает друго­му, что и как надо сделать, считая, что такого рода высказывания помогают разобраться в ситуации и сделать все лучше и быстрее. Партнер же воспринимает эти высказывания как демонстрацию власти и стремление к доминированию и управлению со стороны супруга и соответственно реагирует на них, отказываясь что-либо делать, отговариваясь, доказывая нечто и т.д. К сожалению, люди часто приписывают себе большее понимание того, что говорит парт­нер (хотя нередко в той или иной мере это действительно соответ­ствует истине), чем понимают и рефлексируют собственную пози­цию, поскольку критично относиться к себе сложнее, чем критиковать другого. К тому же многие, ориентируясь на содержа­ние (или псевдосодержание) своих высказываний, редко задумы­ваются о тоне, которым они их произносят.

Между тем тон, как и любая невербальная коммуникация, яв­ляется могучим "увеличительным стеклом", как нельзя лучше про­являющим то, что именно человек хочет сказать. Расхождение вер­бальных и невербальных компонентов общения встречается не так уж редко. Большинство же людей в такой ситуации более склон­ны ориентироваться и доверять тому, как что-то говорится, а не тому, что именно говорят. Проблема расхождения тона и содержа­ния, как известно, подробно разрабатывалась Грегори Бейтсоном, и этот феномен получил специальное название "двойной связи" (BatesonG., JacksonD.D., HaleyJ., WeaklandJ., 1956).

Создание позитивного фонда в общении супругов

Таким образом, в общем виде задачу коррекции процесса обще­ния можно сформулировать как повышение рефлексии супругов по поводу того, что, как и зачем они говорят друг другу. Начальные этапы работы с проблемами общения в супружеской паре полезно построить на основании мероприятий, предлагаемых в рамках по­веденческой супружеской терапии (JacobsonN.S., MargolinG., 1979). Так, уже при первом разговоре с парой может выясниться, что по отношению друг к другу они используют различные слова и выражения, возможно, даже сами по себе ничего особо неприят­ного не содержащие, но произносимые в таком тоне и использую­щиеся в такие моменты, когда слышать их другому неприятно (типа "отстань", "принеси", "тебе бы стоило помолчать"). Эта пробле­ма может быть использована в качестве основания для домашнего задания.

Так, например, супругам можно предложить в промежутке между встречами с консультантом фиксировать: 1) все то "неприятное", что говорится каждому партнером; 2) все то "неприятное", что каждый сам говорит партнеру (не остановился вовремя, не сдержал­ся и т.п.). В качестве задания могут быть использованы и оба пункта одновременно либо что-то еще, требующее от супругов постоянного контроля и понимания того, что и как они говорят друг другу. Такое домашнее задание приводит к тому, что супруги начинают больше сдерживаться и задумываться о том, насколько неприятны партне­ру те или иные их высказывания. Обсуждение этих домашних за­даний может послужить основанием для более глубокого анализа того, каковы позиции супругов в процессе общения друг с другом, что и зачем они друг другу говорят.